Дао дэ цзин
 
КАНОН ПУТИ
 
 
Глава 1
 
Путь, о котором можно поведать, - не постоянный Путь.
Имя, которое можно назвать, - не постоянное Имя.
Где имени нет - там начало всех вещей,
Где имя есть - там мать всех вещей.
Посему, постоянно не имея желания, видишь его исток,
А постоянно имея желание, видишь его исход.
То и другое являются совместно,
Они имеют разные имена,но одинаково сказываются.
В сокрытии есть еще сокрытие:
Вот откуда исходит утонченность.
 
Глава 2
 
Когда в мире узнают, что прекрасное - прекрасно,
тотчас появляется уродство.
Когда в мире узнают, что доброе - добро, появляется зло.
Наличное и отсутствующее друг друга порождают.
Трудное и легкое друг друга создают.
Длинное и короткое друг друга выявляют.
Высокое и низкое друг друга устанавливают.
Музыка и голос друг другу откликаются.
Предыдущее и последующее друг за другом следуют.
 
Так будет всегда.
 
Посему премудрый человек предается делу недеяния
И претворяет бессловесное учение.
Десять тысяч вещей созидают - и он ничего не отвергает,
Рождают - и он ничем не владеет.
Все свершают - и он за это не держится.
Успехи приходят - и он не присваивает их себе.
Его нигде нет - и от него ничто не уходит!
 
 
Глава 3
 
Не возвышайте «достойных» - тогда люди не будут соперничать.
Не цените редкостные товары - тогда люди не будут разбойничать.
Не выставляйте напоказ привлекательные вещи -
Тогда в людских сердцах не будет смущения.
Вот почему премудрый человек, управляя людьми,
Опустошает их головы
И наполняет их животы,
Ослабляет их стремления
И укрепляет их кости.
Он всегда делает так, что у людей нет ни знаний, ни желаний,
А знающие не осмеливаются  что-либо предпринять.
Действуй неделанием - и во всем будет порядок.
 
 
Глава 4
 
Путь - все вмещающая в себя пустота,
Пользуйся ею - и она как будто не переполняется.
О, бездна! Предок десяти тысяч вещей!
Тупит свои острые края,
Развязывает свои узлы,
Смиряет свое свечение,
Уподобляется своему праху.
Неуловимое! Оно как будто существует вечно.
Я не ведаю, чье оно дитя.
Кажется, оно предшествует Верховному Владыке!
 
 
Глава 5
 
Небо и Земля не обладают человечностью,
Для них вся тьма вещей - что соломенные собаки.
Премудрый человек не обладает  человечностью,
Для него все люди - что соломенные собаки.
Пространство между Небом и Землей
Подобно кузнечным мехам:
Пустое - а нельзя его устранить,
Надави на него - и из него выйдет еще больше.
Кто копит знания, тот скоро утомится,
Так не лучше ли блюсти срединностью?
 
Глава 6
 
Дух, клонящийся долу, не умирает;
Сие зовется Сокровенной Родительницей.
Врата Сокровенной Родительницы
Называются корнем Неба и Земли.
Вьется и вьется, такой переменчивый!
Пользу его исчерпать невозможно
 
Глава 7
 
Небо вечно, Земля неизбывна.
Небо и Земля вечны и неизбывны благодаря тому,
что не существуют для себя.
Вот почему они могут быть вечны  и неизбывны.
Оттого премудрый человек ставит себя позади, а оказывается впереди;
Не думает о себе - и себя сохраняет.
Не желает ничего для себя -
Не потому ли может обрести все свое?
 
Глава 8
 
Высшее благо подобно воде:
Вода приносит благо всей тьме вещей и ни с чем не борется.
Собирается в местах, которых люди избегают,
Вот почему она близка Пути.
Для жизни благотворна земля;
Для сердца благотворна глубина;
В общении благотворна доброта;
В речах благотворно доверие;
В правлении благотворна умиротворенность;
В деяниях благотворно умение;
В движениях благотворна своевременность.
Лишь там, где нет борьбы, не будет и ущерба.
 
Глава 9
 
Чем удерживать наполненное до краев,
Лучше вовремя остановиться.
Кто старается наточить острее,
Не сохранит достигнутого надолго.
Коли золото и яшма заполнили покои,
Никому не под силу их сберечь.
Тот, кто кичится богатством и знатностью,
Сам навлечет на себя беду.
Подвиг совершен, слава явилась, а сам скрылся -
Вот Путь Небесный.
 
 
Глава 10
 
Пестуй душу, обнимай Единое - можешь ли не терять их?
Сосредоточь дух, приди к мягкости - можешь ли быть как младенец?
Очищай сокровенное зеркало - можешь ли быть без изъяна?
Люби народ, блюди порядок в царстве - можешь ли пребывать внедеянии?
Небесные врата отворяются и затворяются -
можешь ли быть женственным?
Постигай все в четырех пределах - можешь ли обойтись без знания?
Порождает и вскармливает,
Все рождает и ничем не обладает.
Всему поспешествует, а не ищет в том опоры,
Всех старше, а ничем не повелевает:
Вот что зовется сокровенным совершенством.
 
Глава 11
 
Тридцать спиц колеса сходятся в одной ступице,
А польза от колеса в том, что в ступице нет ничего.
Лепят из глины сосуд,
А польза от сосуда в том, что внутри него нет ничего.
Прорезывают окна и двери, чтобы получился дом:
А польза от дома там, где дома нет.
Поистине:
То, что имеешь, приносит выгоду.
А то, чего не имеешь, приносит пользу.
 
 
Глава 12
 
От пяти цветов у людей слепнут глаза.
От пяти звуков у людей глохнут уши.
От пяти ароматов люди не чувствуют вкуса.
Тот, кто гонится во весь опор за добычей, теряет разум.
Редкостные товары портят людские нравы. 
Вот почему премудрый человек
Служит утробе и не служит глазам
И потому отвергает то и берет это.
 
 
Глава 13
 
Милость позорит: ее опасайся.
Беду же цени как себя самого.
Что значит «милость позорит: ее опасайся»?
Милость для нас - униженье.
Бойся, когда ее получаешь,
Бойся, когда теряешь.
Вот что значит «милость позорит: ее опасайся».
Что значит «цени беду как себя самого»?
У меня есть «я»: это и есть моя беда.
Коли не будет моего «я», какая беда случится со мной?
Поистине: тому, кто ценит себя больше мира,
Можно вверить мир.
Тому, кто любит себя, как мир,
Можно вручить мир.
 
 
Глава 14
 
Смотрю на него и не вижу: называю его глубочайшим.
Вслушиваюсь в него и не слышу:  называю его тишайшим.
Касаюсь его и не могу ухватить: называю его мельчайшим.
Эти три невозможно определить,
Посему я смешиваю их и рассматриваю как одно.
[Это одно] вверху не светло, внизу не темно,
Тянется без конца и без края, нельзя дать ему имя.
И вновь возвращается туда, где нет вещей.
Оно зовется бесформенной формой, не вещественным образом,
Оно зовется туманным и смутным.
Встречаешь его - не видишь его главы,
Провожаешь его - не видишь его спины.
 
Держаться Пути древних,
Чтобы повелевать ныне сущим,
И знать Первозданное Начало -
Вот что такое основа и нить Пути.
 
 
Глава 15
 
Те, кто в древности претворял Путь,
Погружались в утонченное и изначальное, сокровенно все проницали.
Столь глубоки они были, что познать их нельзя.
Оттого, что познать их нельзя,
Коли придется описать их облик, скажу:
Сосредоточенные! Словно переходят реку в зимнюю пору.
Осторожные! Словно опасаются беспокоить соседей.
Сдержанные! Словно в гостях.
Податливые! Словно тающий на солнце лед.
Могучие! Словно один цельный ствол.
Все вмещают в себя, словно широкая долина.
Все вбирают в себя, словно мутные воды.
Если мутной воде дать отстояться, она станет чистой.
А то, что долго покоилось, сможет постепенно ожить.
Кто хранит этот Путь, не знает пресыщенья.
Не пресыщаясь, он лелеет старое и не ищет новых свершений.
 
 
Глава 16
 
Дойди в пустоте до предела.
Блюди покой со всем тщанием.
Все вещи в мире возникают совместно,
Я так прозреваю их возврат.
Вещи являются без порядка, без счета,
И каждая возвращается к своему корню.
Возвращение к корню - это покой,
Покой - это возвращение к судьбе.
Возвращение к судьбе - это постоянство,
Знание постоянства - это просветленность,
А не знать постоянства - значит слепотой навлечь беду.
 
Кто знает постоянство, тот все вместит в себя;
Кто все вместит в себя, тот беспристрастен.
Кто беспристрастен, тот царствен,
Кто царствен, тот подобен Небу.
Кто подобен Небу, тот претворяет Путь.
Кто претворяет Путь,
Тот пребудет долго
И до конца дней избегнет вреда.
 
Глава 17
 
С наивысшими было так: низы просто знали, что они есть.
Ниже стояли те, кого все любили и прославляли .
Еще ниже стояли те, кого боялись,
А ниже всех - те, кого презирали.
Тому, кто в себе не имеет достаточно доверия, доверия не окажут.
Нерешительный! Вот так он ценит слова.
Добьется успеха, сделает дело,
А люди говорят: «У нас все получилось само собой».
 
 
Глава 18
 
Когда Великий Путь в упадке, являются «человечность» и «долг».
Когда возникают суемудрие и многознайство, является великая ложь.
Когда среди родичей нет согласия, являются почтительность и любовь.
Когда государство во мраке и в смуте, являются «преданные подданные».
 
 
Глава 19
 
Устраните «мудрость», отбросьте «разумность»,
И польза людям будет стократная.
Устраните «человечность», отбросьте «справедливость»,
И люди вернутся к почитанию и любви.
Устраните ловкость, не ищите выгоды,
И в мире не станет воров и разбойников.
Три эти суждения не открывают всей истины,
Посему добавлю кое-что сюда относящееся:
Будь безыскусен, храни первозданную цельность;
Избавляйся от себялюбия, не угождай желаниям.
 
Глава 20
 
Отбрось ученость, и не будешь знать печали.
«Конечно!» и «Ладно!» - далеки ль друг от друга?
Красота и уродство - что их разделяет?
 
Страхи людские - нельзя их не страшиться.
Темное! Пустынное! Не достать его дна!
Все люди исполнены радости,
Словно празднуют великую жертву или весной восходят на башню.
Я один покоен, ничем не выдаю себя, как младенец, еще не улыбнувшийся,
Бессильно влачащийся путник - и некуда возвращаться!
Все вокруг имеют в избытке,
Я один как будто лишен всего.
У меня сердце глупца - смутное, простодушное!
Обыкновенные люди так скоры на суд,
Я один пребываю в неведении.
Обыкновенные люди судят так тщательно,
Я один отрешен и бездумен.
Покоен в волнении! Словно великое море.
Мчусь привольно! Словно нет мне пристанища.
У обыкновенных людей на все есть причина,
Я один прост и прям, словно неуч.
Я один не таков, как другие,
Потому что умею кормиться от Матери
 
 
Глава 21
 
Сила всевмещающего совершенства исходит единственно от Пути.
Путь же вот что такое: туманное, смутное.
О, смутное! О, туманное! А в нем есть образы!
О, туманное! О, смутное! Ав нем есть нечто!
О, сокрытое! О, темное! А в нем есть семена.
Эти семена такие подлинные!
Они дают уверенность.
 
С древности и поныне имя его не преходит,
Благодаря ему опознаем величие превращений.
Откуда я знаю, что таково величие всех превращений?
Благодаря этому.
 
 
Глава 22
 
 
Что скривилось - тому быть целым.
Что согнулось - тому быть прямым.
Порожнему - быть полным.
Ветхому - новым быть.
Кто имеет мало, получит много.
Кто имеет много, тот слеп.
Вот почему премудрый держится за Единое
И так становится мерилом мира.
Не имеет своего взгляда и потому просветлен.
Не имеет своего мнения и потому всем светит.
Не рвется вперед и потому имеет заслуги.
Не хвалит себя и потому живет долго.
Он ни с кем не соперничает, и никто в мире не соперничает с ним.
Поговорка древних: «Кривому - быть целым» разве пустые слова?
Быть воистину целым только ему дано.
 
 
Глава 23
 
Неслышное веление - то, что таково само по себе.
Сильный ветер не продержится все утро.
Внезапный ливень не продержится весь день.
Кто создает их? Небо и Земля.
Даже Небу и Земле не сотворить ничего долговечного,
Тем менее это доступно человеку!
Посему тот, кто предан Пути, един с Путем.
Тот, кто предан совершенству, един с Совершенством.
А тот, кто предан утрате, един с утратой.
Того, кто един с Путем, Путь тоже принимает.
Тому, кто един с Совершенством, Путь дает Совершенство,
А того, кто един с утратой, Путь тоже теряет.
Лишь тому, кто недостаточно доверяет другим, Тоже не будет доверия.
 
 
Глава 24
 
Кто встал на цыпочки, долго не простоит.
Кто широко шагает, далеко не уйдет.
Кто имеет свой взгляд, немного сможет понять.
Кто имеет свою правду, немногих сможет убедить.
Кто рвется вперед, славы не стяжает.
Кто радеет за себя, долго не проживет.
Для Пути это только лишнее угощение, напрасное хождение.
Для людей это только повод для ненависти.
Посему претворяющий Путь так не поступает.
 
 
Глава 25
 
Есть нечто, в хаосе завершенное,
Прежде Неба и Земли рожденное.
Пустотное! Безбрежное!
Само в себе пребывает и не меняется.
Растекается повсюду и не знает преград.
Можно считать это Матерью Поднебесной.
Я не знаю, как называть его.
Давая ему прозвание, скажу: «Путь».
Если придется дать ему имя, скажу: «Великий».
«Великое» значит «распространяющееся повсюду»,
«Распространяться повсюду» значит «уходить далеко»,
«Уходить далеко» значит «возвращаться».
 
Воистину:
Путь велик,
Небо велико,
Земля велика
И Господин человека тоже велик.
Во вселенной есть четыре великих, и Господин человека - один из них.
Человеку образец - Земля.
Земле образец - Небо.
Небу образец - Путь.
А Пути образец - то,
что таково само по себе.
 
Глава 26
 
Тяжелое - корень легкого.
Покой - господин оживления.
Вот почему мудрец, проведя в пути весь день,
Не отлучится от своей поклажи.
 
Даже обладая прекрасным дворцом,
Он в безмятежности воспаряет над миром.
Как может господин тысяч колесниц
Относиться к себе легкомысленнее, чем к царству?
Кто легкомыслен, лишится корня.
Кто спешит, потеряет в себе господина
 
Глава 27
 
Умеющий ходить не оставляет следов.
Умеющий говорить никого не заденет словом.
Умеющий считать не пользуется счетами.
Умеющий запирать не пользуется засовом, а запертое им не отпереть.
Умеющий связывать не пользуется веревкой, а связанное им не развязать.
Вот почему премудрый человек всегда спасает людей
и никого не отвергает.
Всегда спасает вещи и ничего не отвергает.
Это зовется «сокрытое преемствование просветленности».
Посему добрый человек - учитель недоброму человеку,
А недобрый человек - орудие доброму человеку.
Не чтить учителя, не любить орудие –
Тут и великий ум впадет в заблуждение.
Вот что такое предел утонченности.
 
Глава 28
 
Знай свое мужское, но блюди свое женское:
Станешь ущельем Поднебесного мира.
Если уподобишься ущелью мира,
Превечное Совершенство не оставит тебя.
Тогда будешь как новорожденный младенец.
Знай свое светлое, но блюди свое темное:
Станешь образцом для Поднебесного мира.
Если станешь образцом для мира,
Превечное Совершенство не потерпит ущерба.
Тогда вернешься к Беспредельному.
Зная свою славу, но блюдя себя в умалении,
Станешь долиной Поднебесного мира.
Если уподобишься долине мира,
Превечное Совершенство будет в достатке.
Тогда будешь как Цельный Ствол.
Когда Цельный Ствол разрубят, появляются предметы;
А пользование премудрого таково, что он встает во главе чинов:
Великий резчик ничего не разрезает.
 
Глава 29
 
Когда кто-то хочет завладеть миром и переделать его,
Я вижу, что он не добьется своей цели.
Мир - божественный предмет, переделать его нельзя.
Кто будет его переделывать, погубит его;
Кто будет держаться за него, потеряет его.
Среди вещей одни действуют, другие следуют,
Одни пышут жаром, другие источают холод,
Одни сильны, другие слабы,
Одни расцветают, другие клонятся к упадку.
Вот почему премудрый человек отвергает  крайности,
Отвергает излишества, отвергает роскошь.
 
 
Глава 30
 
Тот, кто берет Путь в помощь господину людей,
Не подчиняет мир силой оружия:
Ибо это навлечет скорое возмездие.
Где стояло войско, там вырастут  бурьян и колючки,
Где прошла война, там будет голодный год.
Искусный [стратег] ценит только плод
И не пользуется случаем, чтобы стать сильнее.
Одержав победу, не кичится;
Одержав победу, не бахвалится;
Одержав победу, не гордится.
Он побеждает словно поневоле.
Он побеждает - и не показывает силы.
Кто накопил силу, быстро одряхлеет,
Это означает «противиться Пути».
А кто противится Пути, скоро погибнет.
 
 
Глава 31
 
Доброе оружие - зловещее орудие.
Многим вещам оно ненавистно,
И тот, кто имеет Путь, его не держит.
Благой государь в своем доме чтит левое,
А, идя войной, чтит правое.
Оружие - зловещее орудие, благородный муж его не держит,
Применяют его, только если к тому принудят ,
И применять его нужно сдержанно и бесстрастно.
Одержав победу, не гордись содеянным,
Кто гордится победой, тот радуется убийству.
А кто рад убийству, тот не преуспеет в мире.
В счастливых событиях ценится левое,
В несчастных событиях ценится правое.
Младший полководец стоит слева,
Старший полководец стоит справа:
Значит, они стоят как на похоронах.
На убийство множества людей откликайтесь скорбным плачем,
Победу на войне отмечайте траурным обрядом.
 
 
Глава 32
 
Путь вечно безымянен;
Цельный Ствол хотя и невелик,
В мире над ним никто не властен.
Если князья и цари смогут держаться его,
Все вещи им покорятся сами,
Небо и Земля в согласии соединятся и породят сладкую росу,
И та сама, без приказания, извергнется поровну на всех.
 
Где есть порядок, есть и имена.
Как только появляются имена,
Надобно знать, где в знании остановиться.
Кто знает, где остановиться в знании,
Сможет избежать большой беды.
Великий Путь для мира
Все равно что полноводная река и море для ручья.
 
Глава 33
 
Знающий других умен.
Знающий себя просветлен.
Победивший других силен. Победивший себя мужествен.
Кто знает, в чем достаток, богат.
Кто действует решительно, имеет волю.
Кто не теряет того, что имеет, долговечен.
А кто не гибнет в смерти, живет вечно.
 
Глава 34
 
Великий Путь разливается привольно!
Он может быть и слева, и справа.
Все вещи опираются на него, чтобы жить,
И он их не отвергает,
Во всем достигает успеха
И не имеет славы.
Он одевает и кормит все вещи,
Но им не хозяин,
Вечно лишенный желаний -
Его можно причислить к тому, что мало.
Все вещи вверяют себя ему,
А он все же им не хозяин -
Его можно причислить к тому, что велико.
Оттого, что он никогда не считает себя великим,
Он и может воистину быть велик.
 
 
Глава 35
 
Держись Великого Образа,
И Поднебесная к тебе придет,
Придет - и знать не будет зла,
Всюду будет царить великий мир,
Где музыка звучит и яства на столе,
Там всякий путник мимо не пройдет.
Но слово, что исходит от Пути,
Так блекло! Различишь его едва ли.
Смотришь на него – не можешь его видеть.
Слушаешь его - не можешь слышать.
Пользуйся им - за целый век не исчерпаешь.
 
 
Глава 36
 
Если хочешь сжать,
Прежде нужно растянуть.
Если хочешь ослабить,
Прежде нужно усилить. .
Если хочешь развалить,
Прежде нужно возвеличить.
Если хочешь отнять,
Прежде нужно дать.
Вот что зовется «опережающим прозрением».
Мягкое и слабое одолеет твердое и сильное.
Рыбе лучше не покидать глубины,
А то, что приносит царству благо, нельзя показывать людям.
 
Глава 37
 
Путь вечно в недеянии,
А в мире все делается.
Если князья и цари смогут блюсти его,
Вещи сами себя претворят.
Если потом они возымеют желание действовать,
Я сдержу их безымянной простотой.
Безымянная простота не таит никаких желаний.
Когда в покое не родится желаний,
Поднебесный мир выправится сам собой.       
 
 
 
КАНОН СОВЕРШЕНСТВА
        
ГЛАВА 38
 
Высшее совершенство не хочет совершенства,
Вот почему в нем есть совершенство.
Низшее совершенство хочет совершенства,
Вот почему в нем нет совершенства.
Высшее совершенство ничего не делает и не имеет на то причин.
Низшее совершенство действует и имеет на то причины.
Высшая человечность действует, но не имеет на то причин.
Низшая человечность действует и имеет на то причины.
Высшая справедливость действует и имеет на то причины.
Высшее благочестие действует, и, если отклика нет,
Оно засучит рукава и принудит к покорности.
 
А посему:
 
Когда утратили Путь, появилось совершенство;
Когда утратили совершенство, появилась человечность;
Когда утратили человечность, появилась справедливость;
Когда утратили справедливость, появилось благочестие.
Благочестие - истощенье преданности и доверия и начало всякой смуты.
Знать наперед - это только цветочки Пути и начало невежества.
Вот почему великий муж находит приют в глубоком и не живет мелким,
Он пребывает в корне и не живет цветочками.
Он не принимает второе и берет первое.
 
ГЛАВА 39
 
Из тех, кто в древности обрел единое:
Небо, обретя единое, стало чистым;
Земля, обретя единое, стала покойной;
Духи, обретя единое, стали божественными;
Долины, обретя единое, стали полны;
Вся тьма вещей, обретя единое, живет;
Князья и цари, обретя единое, правят Поднебесной.
Так все происходит благодаря единому.
 
Небо, не будучи чистым, не расколется ли?
Земля, не будучи покойной, не растрясется ли?
Духи, не будучи божественными, не обессилят ли?
Долины, не будучи наполненными, не оскудеют ли?
Вся тьма вещей, не имея в себе жизни, не исчезнет ли?
Князья и цари, не имея почета и славы, не падуг ли?
Посему корень почета - униженность.
Основа славы - безвестность.
Оттого князья и цари зовут себя сиротами, одинокими, беспомощными.
Не значит ли это, что для них униженность - корень? Разве нет?
Имея множество колесниц, считай, что у тебя нет колесниц.
Не желай ни блестеть, словно прекрасная яшма,
Ни быть твердым, словно простой булыжник.
 
 
 
ГЛАВА 40
 
Возвращение - это действие Пути.
Слабость - это применение Пути.
Все вещи в мире исходят из сущего,
А сущее исходит из отсутствующего.
 
ГЛАВА 41
 
Высшие люди, узнав о Пути, являют усердие и претворяют его.
Обычные люди, узнав о Пути, отчасти следуют ему, отчасти нет.
Низшие люди, узнав о Пути, громко смеются над ним.
Если б они не смеялись, это не был бы Путь.
А потому издавна говорят так:
Пресветлый Путь кажется мраком.
Путь, ведущий вперед, кажется отступлением.
Ровный Путь самый труднопроходимый.
Высшее Совершенство подобно долине.
Великая чистота кажется позором.
Беспредельное совершенство кажется ущербностью.
Незыблемое совершенство  кажется потворством.
Настоящая искренность кажется притворством.
Великий квадрат не имеет углов.
Великий сосуд делается всего дольше.
Великая музыка слышна всего меньше.
Великий образ не имеет формы.
Но только Великий Путь сокрыт и безымянен,
Он все дает и все завершает.
 
ГЛАВА 42
 
Путь рождает Одно,
Одно рождает Два,
Два рождает Три,
А Три рождает всю тьму вещей.
Все вещи несут в себе Инь и обнимают Ян,
Пустотное дыхание приводит их к согласию.
 
То, чего люди не любят, -
Это быть «сиротой», «одиноким», «беспомощным»,
Но так называют себя цари и князья.
Посему тот, кто теряет, порою приобретает,
А кто приобретает - тот теряет.
Чему люди учили, я тоже учу:
«Злой и сильный умрет не своей смертью».
Пусть это будет мне отцом моих поучений.
 
 
ГЛАВА 43
 
Самое мягкое в мире покроет самое твердое.
Невещественное войдет в то, что не имеет пустот.
Так узнаем, что от недеяния есть выгода.
Учение без слов, выгоду недеяния
В мире способны понять немногие.
 
ГЛАВА 44
 
Что каждому ближе: слава или жизнь?
Что дороже: жизнь или богатство?
Что хуже: иметь или потерять?
Вот почему кто многое любит, тот много потратит,
А у того, кто много скопил, будут велики и потери.
Если знаешь, как быть довольным, не изведаешь позора.
Если знаешь, где остановиться, избегнешь опасности
И сможешь жить долго.
 
ГЛАВА 45
 
Великое достижение кажется ущербным,
Но польза его беспредельна.
Великая наполненность кажется пустой,
Но польза ее неистощима.
Великая прямота не дает ходить прямо.
Великое искусство не дает сделать искусно.
Великое красноречие не дает сказать красиво.
Быстрые движения одолеют холод,
Но покой одолеет жару.
Кто чист и покоен, сможет выправить мир.
 
ГЛАВА 46
 
Когда в мире есть Путь,
Верховых лошадей отводят унавоживать поля.
Когда в мире нет Пути,
Боевых коней растят на дальних заставах.
Нет большего преступления, чем потакать вожделению.
Нет большей беды, чем не знать, что имеешь довольно.
Нет большего порока, чем страсть к обладанию.
Посему удовлетворенность знанием того, что имеешь в достатке, -
Вот неизбывное довольство.
Параллельный вариант, согласно списку из Годяня:
Нет большего преступления, чем иметь слишком много желаний.
Нет большего порока, чем потакать вожделению.
Нет большей беды, чем не знать, что имеешь довольно.
Довольствоваться тем, что знаешь, что имеешь в достатке -
Вот неизбывное довольство.
 
 
ГЛАВА 47
 
Не выходя со двора, можешь познать мир.
Не открывая окна, можешь узреть Небесный Путь.
Чем дальше уходишь, тем меньше узнаешь.
Вот почему премудрый человек
Никуда не ходит - а все знает,
Ни на что не смотрит - а все понимает,
Ничего не делает - а все свершает.
 
ГЛАВА 48
 
Посвящать себя учению - значит каждый день приобретать.
Посвящать себя Пути - значит каждый день терять.
Потеряй и еще потеряй - так дойдешь до недеяния.
Ничего не будешь делать -  и все будет делаться.
Завладеет миром тот, кто никогда  не занимается делами,
А тот, кто занимается делами, никогда не завладеет миром.
 
ГЛАВА 49
 
У премудрого человека нет постоянного мнения.
Его помышления таковы же, как у всех.
Тех, кто добр, я считаю добрыми,
Тех, кто недобр, я тоже считаю добрыми:
Так торжествует добро.
Тем, кто заслуживает доверия, я верю,
Тем, кто доверия. не заслуживает, я тоже верю:
Так торжествует доверие.
Премудрый человек, царствуя в мире,
Все вмещает в себя и ради мира замутняет свое сердце.
Все люди напрягают зрение и слух,
А он привечает их, словно детей.
 
ГЛАВА 50
 
Вот: выходят в жизнь и входят в смерть.
Товарищей по жизни - три из десяти, Т
оварищей по смерти - три из десяти.
Жизнь свою в смерть обращающих - тоже три из десяти.
А почему?
Все из-за жажды в жизни быть живым.
Известно: тот, кто постиг премудрость сбереженья жизни,
В пути не встретит тигра или носорога,
Вступив в сраженье, избежит разящего клинка.
Носорогу некуда воткнуть свой рог,
Тигру некуда вонзить свои когти,
Воину некуда направить свой меч.
Почему так?
Потому что смерти негде поселиться в нем.
 
 
ГЛАВА 51
 
Путь рождает их, Совершенство взращивает,
Вещество придает им формы, сила обстоятельств их завершает:
Вот почему все вещи почитают Путь и ценят Совершенство.
Путь почитают и Совершенство ценят не по приказу:
Так всегда происходит само собой;
Посему Путь рождает их,
Совершенство взращивает,
Они вынашивают и вскармливают их,
Дают им вырасти, дают созреть,
Пестуют и оберегают.
Все рождает и ничем не обладает.
Всему поспешествует, а не ищет в том опоры,
Всех старше, а ничем не повелевает:
Вот что зовется Сокровенным совершенством.
 
ГЛАВА 52
 
В мире есть начало,
Его можно считать Матерью вселенной.
Тот, кто постигает мать, чтобы знать ее дитя,
И познает дитя, чтобы держаться за мать,
До конца дней избегнет беды.
Завали свои дыры, затвори ворота -
И до конца жизни не будешь знать забот.
Раскрой дыры, нагрузи себя делами -
И до конца жизни себя не спасешь.
Прозреть малое зовется просветленностью,
Держаться мягкости зовется силой.
Воспользуйся свечением, чтобы вернуться к светочу –
Так сумеешь избежать беды:
Вот что значит претворять постоянство.
 
ГЛАВА 53
 
Имей я толику знания - идя Путем,
Боялся бы только сбиться с него.
Великий Путь так ровен, так широк,
Но люди любят кривые тропинки.
Палаты царские так чисто прибраны,
Поля же заросли бурьяном, житницы пусты.
Носят узорные шелка, на поясе мечи,
Вкусно едят и пьют, в домах избыток всякого добра.
Вот что я зову великим разбоем,
Великого Пути здесь нет в помине!
 
ГЛАВА 54
 
Того, кто прочно стоит, нельзя повалить.
Того, кто крепко обнимает, нельзя оторвать:
Тому дети и внуки не перестанут приносить жертвы.
У того, кто это пестует в себе, совершенство будет подлинным.
У того, кто это пестует в семье, совершенство будет в избытке.
У того, кто это пестует в селении,  совершенство будет долгим.
У того, кто это пестует в царстве,  совершенство будет неизбывным.
У того, кто это пестует в мире, совершенство будет всеобъемлющим.
А потому смотри на себя исходя из себя,
Смотри на семью исходя из семьи,
Смотри на селение исходя из селения,
Смотри на царство исходя из царства,
Смотри на мир исходя из мира.
Откуда я знаю, что мир таков?
Благодаря этому.
 
ГЛАВА 55
 
Тот, кто хранит в себе глубину совершенства,
Подобен новорожденному младенцу:
Ни скорпионы, ни осы, ни змеи его не ужалят,
Хищные птицы и дикие звери его не схватят.
Его кости и сухожилия мягки, а хватка крепка,
О соитии не знает, а мужская сила в нем есть –
Ибо семя в нем пребывает сполна.
Целый день кричит, а не хрипнет -
Ибо согласие в нем не имеет изъяна.
Знать согласие означает быть постоянным,
Пребывать в постоянстве означает быть просветленным,
Прибавлять что-то к жизни - это предвестье несчастья,
Когда ум повелевает жизненной силой - это насилие.
Кто накопит силу, тот одряхлеет:
Вот что значит «противиться Пути».
А кто противится Пути долго не живет.
 
ГЛАВА 56
 
Знающий не говорит,
Говорящий не знает.
Завали дыры,
Затвори ворота,
Затупи острые края,
Развяжи узлы,
Смири сияние,
Уподобься праху. .
Вот что зовется «сокровенным уподоблением».
Посему нельзя eгo обрести и быть ему родным;
Нельзя его обрести и быть ему далеким.
Нельзя его обрести и ему угодить;
Нельзя его обрести и ему навредить.
Нельзя его обрести и его почитать,
Нельзя его обрести и его унизить.
Вот чем оно ценно в мире.
 
 
ГЛАВА 57
Государством управляй прямо,
На войне применяй хитрость
И посредством бездействия завладевай Поднебесной.
Отчего мне известно, что это так?
Вот отчего:
Чем больше в мире запретов, тем люди беднее.
Чем больше народ знает о выгоде, тем больше в царстве смуты.
Чем больше в народе мастерства и сноровки, тем больше безделиц.
Чем больше в стране законов и приказов, тем больше разбойников.
Посему премудрые люди говорили:
Я не действую, а люди сами становятся лучше,
Я привержен покою, а люди сами себя выправляют,
Я не вмешиваюсь в дела, а люди сами богатеют,
Я не имею желаний, а люди сами блюдут простоту.
 
ГЛАВА 58
 
Когда миром правят отрешенно - покойно,
Люди просты и добродушны.
Когда миром правят придирчиво - строго,
Люди хитры и коварны.
Беда - вот где счастья опора,
Счастье - вот откуда приходит беда.
Кто знает, где их предел?
В них нет ничего навек «правильного».
Правильно е станет неправильным,
Доброе станет худым,
И люди пребывают в заблуждении с давних пор.
Вот почему премудрый человек
Ровен, а ничего не срезает,
Остер, а ничего не ранит,
Прям, а не идет напролом,
Ярко сияет, а никого не слепит.
 
ГЛАВА 59
 
В управлении людьми и служении Небу
Нет ничего лучше, чем быть бережливым.
Кто умеет беречь, первым изготовится.
Изготовиться первым означает копить Совершенство.
Кто умеет копить Совершенство, тот все превзойдет.
Если он все превзойдет, никто не будет знать, где его предел.
Кто не имеет предела, может владеть царством.
А кто владеет матерью царства, будет жить долго.
Вот что такое «глубокий корень, прочная основа»,
Это Путь вечной жизни и долгого взгляда.
 
 
 
 
 
ГЛАВА 60
 
Управлять большим царством - все равно что варить мелкую рыбу.
Если мир упорядочивать посредством Пути,
Злые духи лишатся власти над душами.
Не то чтобы в них не было духовной силы,
Но их сила не сможет больше вредить людям.
И не только их сила не будет вредить людям,
Но и премудрый человек не будет вредить им.
Коль эти оба не будут причинять вред,
Их совершенства сольются и в себе упокоятся.
 
ГЛАВА 61
 
Большое царство - как низина, куда стекаются воды:
Средоточие мира, Сокровенная Родительница мира.
Самка всегда одолеет самца покоем, и, покоясь, пребывает внизу.
Посему большое царство возьмет малое,  если будет ниже его,
Малое царство будет взято большим, ибо находится ниже его.
Вот так, себя ставя ниже, забирают других
И, стоя ниже, дают другим взять себя.
Большое царство хочет только объединить и пестовать других,
Малое царство хочет только примкнуть к другим и им послужить.
Чтобы те и другие смогли получить то, что хотят,
Большому царству подобает быть внизу.
 
ГЛАВА 62
 
Путь - это хранилище всех вещей,
Сокровищница для добрых людей и убежище для недобрых.
Красивыми речами можно торговать,
Славными поступками можно привлечь почитателей.
Пусть человек недобр - бывало ли так, чтоб его отвергали?
Посему, когда восходит Сын Неба или жалуют Трех Князей,
Не подносите им яшмовые жезлы  и четверки коней,
А лучше, сидя покойно, вручите им этот Путь.
Древние ценили этот Путь - что же он такое?
Разве не сказано: «Кто ищет с ним, тот обрящет,
Кто провинился, тот, обладая им, уцелеет»?
Вот почему его ценили в мире.
 
ГЛАВА 63
 
Действуй, не действуя.
Делай, не делая.
Находи вкус там, где вкуса нет.
Находи большое в маленьком и многое в малом.
На зло отвечай совершенством.
Готовься к трудностям, пока легко,
Предвидь великое в пустячном:
Все трудное в мире происходит из легкого,
Все великое в мире происходит из ничтожного.
Премудрый человек никогда не стремится к величию -
И потому может стать великим.
Кто легко раздает обещания, тот не заслужит доверия,
Кто многое считает легким, познает много трудностей.
Вот почему премудрый человек все считает трудным -
И вовек не испытывает трудностей.
 
ГЛАВА 64
 
Что покоится, то легко удержать.
Что еще не проявилось, легко упредить.
Что хрупко, легко разбить.
Что мелко, легко рассеять.
Действуй там, где еще ничего нет.
Упорядочивай там, где еще не разладилось.
Дерево толщиной в обхват вырастает из крошечного ростка,
Башня в девять этажей начинается с комка земли.
Пусть в тысячу ли начинается с одного шага.
Тот, кто воздействует на это, разрушит его.
Тот, кто крепко держится за это, потеряет его.
Вот почему премудрый человек не действует и ничего не разрушает,
Ни за что не держится – и ничего не теряет.
Когда успех уже близок, люди часто все портят.
Кто в конце так же осмотрителен, как в начале, не изведает неудачи.
Посему премудрый человек желает нежелания и не ценит редкие товары.
 
 
ГЛАВА 65
 
В древности те, кто умел претворять Путь,
Не желали с его помощью просветить людей,
А применяли его так, чтобы сделать людей простодушными.
Людьми трудно управлять оттого, что они много знают.
А потому тот, кто знанием управляет царством, - вор царства.
А кто незнанием управляет царством - счастье царства.
Кто знает эти две истины, тот для всех образец.
Всегда знать образец называется
Сокровенным совершенством.
Сокровенное совершенство так глубоко!
Простирается так далеко!
С ним все вещи вечно возвращаются.
Вот тогда воцаряется Великое Согласие.
 
ГЛАВА 66
 
Реки и моря потому могут быть господином горным ручьям,
Ведь они расположены ниже всего.
Вот так они владеют ручьями в горах.
Посему премудрый человек, желая быть над людьми,
Должен в речах своих быть ниже их.
А, желая быть прежде людей,
Должен в поступках своих быть позади их.
Вот почему премудрый человек стоит над людьми, а людям не тяжело.
Он стоит впереди всех, а людям не страшно.
Вот почему весь мир хвалит его не хвалиться.
Он ни с кем не соперничает, и мир не соперничает  с ним.
 
Глава 67
 
Все в мире говорят, что мой Путь велик, да как будто ни на что не годен.
Да, велик - и оттого как будто ни на что не годен!
Будь он для всего пригоден, давно бы уже измельчал.
Есть у меня три сокровища, я бережно их храню:
Первое - это любовь,
Второе - бережливость,
Третье - нежелание быть первым в мире.
Благодаря любви я могу быть отважен,
Благодаря бережливости я могу быть щедр,
Благодаря нежеланию быть первым я могу главенствовать в мире.
А быть отважным, отбросив любовь,
Быть щедрым, забыв бережливость,
Быть впереди, не умея быть позади, -
Это верная гибель.
Ибо любовь приносит победу тому, кто нападает,
И оберегает того, кто защищается.
Когда Небо желает кого-то спасти,
Оно ограждает его любовью, словно прочной стеной.
 
ГЛАВА 68
 
Умеющий воевать не воинствен.
Умеющий сражаться не дает волю гневу.
Умеющий одерживать победу над противником не борется с ним.
Умеющий управлять людьми ставит себя ниже их.
Это зовется совершенством миролюбия.
Это зовется силой использования людей.
Это зовется соответствием Небу, пределом древности.
 
ГЛАВА 69
 
У знатоков военного дела есть суждение:
«Не смею быть хозяином, а лучше буду гостем.
Не смею продвинуться на вершок, а лучше отступлю на шаг».
Это называется: «Выступать, не выступая»,
«Закатывать рукав, не обнажая руки»,
«Побеждать, не враждуя»,
«Держать в покорности, не при меняя войск».
Нет большего несчастья, чем презирать противника.
Кто презирает противника, разбрасывает мои сокровища.
Посему, когда в сраженье силы равны,
Кто скорбит, тот победит.
 
 
 
ГЛАВА 70
 
Мои слова очень легко понять
М очень легко исполнить.
Но никто в мире не может их понять,
Не может их исполнить.
Мои слова имеют предка,
Мои дела имеют государя.
М оттого, что люди этого не понимают,
Они не понимают и меня.
М если тех, кто понимает меня, мало,
Значит, во мне есть что ценить.
Вот почему «премудрый ходит в рубище, но хранит яшму у груди».
 
ГЛАВА 71
 
Знать, а казаться незнающим, - вот совершенство.
Не знать, а думать, что знаешь – это болезнь.
Только тот, кто знает свою болезнь, способен не быть больным.
Премудрый человек не подвержен болезням.
Он знает, что такое болезнь, и потому не болеет.
 
ГЛАВА 72
 
Когда в народе не страшатся грозной власти,
Придет великая гроза.
Не стесняй людей в их жилищах,
Не причиняй вред жизни других.
Лишь когда людям не вредят,
Они сами не вредят другим.
А посему премудрый человек знает себя, но не показывает себя,
Любит себя, но не ценит себя.
И так он отбрасывает то и берет себе это.
 
ГЛАВА 73
 
Тот, кто смел в удали, погибнет.
Тот, кто смел в скромности, будет жить.
Из этих двух одно полезно, другое вредно.
Небо чего-то не любит - кто знает тому причину?
Даже премудрый здесь затруднится с ответом.
 
Путь Неба: не борется, зато искусно побеждает,
Не говорит, зато искусно откликается,
Не призывает, а все приходит само,
Не вдается в частности, а все искусно рассчитывает.
Небесная сеть широка и редка,
Но из нее ничто не ускользает.
 
 
 
 
ГЛАВА 74
 
Люди не боятся смерти,
Как можно запугать их казнями?
Если сделать так, чтобы люди всегда жили в страхе перед смертью,
А мы могли бы поймать шальных  и казнить их -
Кто бы тогда осмелился быть таким?
Всегда есть главный палач, который казнит.
Но казнить людей вместо главного палача –
Все равно что рубить деревья вместо старшего дровосека.
Из тех, кто возьмется за топор вместо старшего дровосека,
Редко кто не поранит себе руку!
 
ГЛАВА 75
 
Люди голодают оттого, что верхи забирают себе зерно.
Вот отчего голодают люди.
Людьми трудно управлять оттого, что верхи деятельны.
Вот отчего ими трудно управлять.
Люди ни во что не ставят смерть оттого, что верхи слишком любят жизнь.
Вот отчего люди ни во что не ставят смерть.
Поистине, те, кто живет без мысли о жизни, лучше тех, кто ценит жизнь.
 
ГЛАВА 76
 
Человек, рождаясь, мягок и нежен.
Умирая, он тверд и напряжен.
Когда все вещи, трава и деревья, живут, они мягки и гибки.
А умирают они сухими и жесткими.
Посему жесткость и напряженность – спутники смерти,
Мягкость и нежность – спутники жизни.
Вот почему, коли войско сильно, он не победит.
А коли дерево крепко, оно сломается.
Крепко и большое будет внизу,
Мягкое и слабое будет вверху.
 
 
ГЛАВА 77
 
Небесный Путь - это как натягивание на лук тетивы:
Верхний край надо опустить вниз,
Нижний край надо поднять вверх.
Если слишком длинно, укоротить,
Если слишком коротко, удлинить.
Так и Путь небес: отнимает лишнее и прибавляет недостающее.
Путь же людей не таков:
Отнимают недостающее и добавляют к тому, что в избытке.
Кто способен, имея излишек, отдать его миру?
Только человек Пути.
Вот почему премудрый человек
Действует - и не держится за сделанное,
Имеет успехи - и не привязан к ним,
Он не имеет желания показывать свою мудрость.
 
ГЛАВА 78
 
В целом мире нет ничего мягче и слабее воды,
Но вода лучше всего побеждает то, что прочно и твердо,
Ибо ничто не может ее изменить.
То, что слабое одолеет сильное, а мягкое – твердое,
Знает весь мир, а исполнить никто не может.
Вот почему премудрые люди говорили:
Кто берет на себя грязь царства,
Может быть господином его алтарей.
Кто берет на себя несчастья царства,
Может быть повелителем мира.
В прямых речах все говорится словно наоборот.
 
ГЛАВА 79
 
Когда мирятся после большой ссоры,
Непременно остается обида.
Как можно счесть это благом?
Вот почему премудрый человек держит левую часть договора
И ничего не требует от других.
Человек совершенства будет блюсти договор,
Человек без совершенства будет собирать подати.
«Небесный Путь не выказывает пристрастия,
Но он всегда с добрым человеком».
 
ГЛАВА 80
 
Лучше царству быть маленьким, а населению - редким.
Пусть у людей будут десятки и сотни орудий,
Пользы от них искать не нужно.
Пусть люди будут почтительны к смерти и не уезжают далеко от дома.
Даже если есть лодки и повозки, пусть на них никто не ездит.
Даже если есть пики и стрелы, пусть никто не берет их в руки.
Пусть люди завязывают узелки вместо письма.
Пусть люди наслаждаются едой и любуются своей одеждой,
Имеют покой в своем жилище и радуются своим обычаям.
Пусть будут видны соседние селения
И оттуда доносятся лай собак и крик петухов,
А люди до самой старости и смерти друг с другом не знаются.
 
 
ГЛАВА 81
 
Правдивые слова не ласкают слух.
Ласкающие слух речи не правдивы.
Добрый человек не искусен в спорах.
Тот, кто искусен в споре, - не добрый человек.
Знающий человек не нагружен знаниями.
Тот, кто нагружен знаниями, - не знающий человек.
Премудрый человек не накапливает.
Чем больше он отдает другим, тем больше получает сам.
Путь Неба – приносит пользу и ничему не вредить.
Путь мудрого – действовать и не мешать другим.
 
Перевод В. В. Малявина 
 
"Возвращение — это действие Пути
Слабость — это применение Пути.
Все вещи в мире исходят из сущего,
А сущее исходит из отсутствующего"
 
(перевод В.В. Малявина)
Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Федерация УШУ Тюменской области Федерация УШУ Тюменской области Федерация УШУ Тюменской области Каталог ссылок BazaPNZ, Top 100.
  Последние изменения:
Дизайн и разработка © 2010 - TanWu
Hosted by uCoz