Лао-цзы
|
|||||||||||
         ЛАО-ЦЗЫ - личность легендарная и даже в своём роде глубоко загадочная. Чего стоит хотя бы само имя Лао-цзы, которое означает буквально Старый (а может, и изначальный, и вечный) то ли Учитель, то ли Ребёнок. Предание, впервые записаное в III веке, даёт такое объяснение этому странному парадоксу: Лао-цзы, гласит оно, пробыл в утробе матери 81 год (предельное натуральное число) и родился уже стариком, выйдя на свет из левого бедра матери. Впрочем, по другим легендам, Лао-цзы, будучи воплощением высшей реальности - безначального и бесконечного Пути - родился от самого себя, из себя же развернул этот огромный мир и сам же 72 раза являлся миру.
         Что же касается, так сказать, официальной биографии загадочного старца, которую написал древний историк Сыма Цянь, то в ней соединены рассказы о трёх разных лицах. Согласно наиболее известному варианту жития даосского патриарха, Лао-цзы носил фамилию Ли, а имя Эр (что значит "ухо") и был выходцем из южног царства Чу, точнее из земель, первоначально входивших в удел Чэнь (это владение было поглощено Чу в 535 г. н.э.). Согласно Сыма Цяню, упомянутый Ли Эр был уроженцем деревни Цюжень (буквально "искривлённая доброта") в местечке в местечке Ли ("жестокое") уезда Ку ("горький"). Он прожил долгую и неприметную жизнь, много лет занимая должность хранителя архивов при дворе правителя Чжоу. Отсюда распространённое в древнем Китае мнение о том, что школа даосов зародилась от придворных историографов. Есть ещё предание о том, что Лао-цзы принимал у себя Конфуция, который расспрсшивал его о ритуалах. Этот рассказ появился довольно рано и, возможно, имеет под собой какие-то исторические основания. Некоторые современные учёные (А. Зайдель, А. Грэхэм) даже считают его отправной точкой даосской традиции. Во всяком случае, последователи и потомки Конфуция никогда не отрицали, что Учитель Кун просил у Лао-цзы наставлений. Всё прочее в биографии Сыма Цяня явно относится к области легенд: Ли Эр, предчувствуя гибель Чжоуской династии, уезжает верхом на "тёмном быке" в Западные страны. Когда бывший архивариус прибыл на пограничную заставу, её начальник по имени Инь Си попросил старца оставить миру в наследство свои наставления, поскольку "Великий Путь скоро скроется в мире". Вот тогда Лао-цзы в один присест и написал свою знаменитую "книгу в пять тысяч слов" (дао дэ цзин). Засим он "ушёл в пески, и никто не знает, что с ним стало". Впрочем, позднее в Китае многие верили, что на Западе Лао-цзы стал Буддой.              Ещё одна версия биографии Лао-цзы отождествляет последнего с неким мудрецом по имени Лао Лай-цзы, тоже уроженцем чарства Чу, который написал какую-то "книгц их 15 глав". Наконец, третья версия изображает Лао-цзы дворцовым архивистом по имени Дань (что значит "длинное ухо"), который жил спустя более чем столетие после смерти Конфуция и встречался с правителем царства Цинь. Именно с этим Лао Данем даосский патриарх отождествляется в древней даосской книге "Чжуан-цзы".             Вот то немногое, что известно о жизни Лао-цзы. В этих рассказах есть занятные детали и эпизоды, вызывающие горячие споры среди китайских эрудитов, но нет сколько-нибудь надёжных исторических свидетельств. Уже сам Сыма Цянь не решался судить об их достоверности. Пожалуй, в них есть лишь один бесспорный факт: у самого мудреца не было повода писать книгу, и он сделал это по мотивам чисто этического свойства, в ответ на обращённую к нему просьбу просветить человечество. Более того, он выполнил просьбу пограничного стража, не надеясь на понимание и тем более успех. Его книга - бескорыстный дар миру, в своём роде акт чистой жертвенности. |
|||||||||||
Лао-цзы покидает
пределы Китая |
|||||||||||