Федерация УШУ Тюменской области
главная           галерея           материалы           контакты           ссылки

 
История ушу
 
Стили ушу
 
Спортивное ушу
  Традиционное ушу
 
Таолу
 
Саньда (саньшоу)
 
Шаолинь


 
Философия
 
Даосизм
  Буддизм
 
И-цзин
 
Дао дэ цзин
 
Инь-ян


  Будда 
  Бодхидхарма
 
Лао-цзы
 
Конфуций
Мифы о Шаолине


                  Под сенью монастырских стен прохладно даже в нестерпимо жаркий летний день, когда, кажется, вся природа дышит невыносимым зноем. Здесь же - спокойно и немного отрешенно, будто мир снаружи не существует, а проходящий мимо бритоголовый монах с метелочкой для отпугивания мух вообще видится как живое воплощение незыблемости самого Предвечного Будды.


                  Это - легендарная колыбель «боевых искусств всей Поднебесной», Северный Шаолиньский монастырь. Внешне очень красивый и высокомерно-презентабельный. Внутри - там, где располагаются помещения, не предназначенные для туристов - немного замусоренный и излишне скромный. Там за воротами осталась говорливая толпа туристов-паломников, прибывших автобусом из городов Лояна и Чжэньчжоу, открыты ларьки сувениров, десятки ресторанчиков и магазинов со второсортной экипировкой для занятий ушу, работают фотографы, продается масса литературы «о тайном знании Шаолиня». Здесь же - огромный кинозал с круговой панорамой, где любой турист может посмотреть небольшой ролик об истории и боевых искусствах Шаолиня. Неподалеку располагается широко разрекламированный «Дворец ушу», где за небольшую плату в кратчайший срок можно узнать все «секреты» боевых искусств. В нескольких учебных заведениях при Шаолине сегодня обучаются более двух тысяч последователей шаолиньской школы - в основном молодежь.


                  Столица провинции Хэнань - древний город Чжэньчжоу в прямом смысле живет за счет Шаолиньского монастыря, расположенного в сотне километров от города. Уже на железнодорожном вокзале любой турист без труда различит в китайском многоголосье слово «Шаолиньсы» - это значит владельцы частных автобусов зазывают туристов посетить знаменитый монастырь. Машины едут до этого места от Чжэньчжоу около двух часов, везя посетителей по поразительным в своей красоте горам Суншань, а затем оставляют их в километре от монастыря недалеко от огромного черного памятника, изображающего монаха-бойца, сложившего руки перед грудью в традиционном шаолиньском приветствии. Дальше надо идти пешком, следуя мимо сотен тренирующихся ушуистов из местных училищ и торговцев-лоточников. Зеленая аллея наконец приводит к резным воротам с тремя знаменитыми иероглифами «Шаолиньсы», написанными справа налево. За этими воротами начинается живая легенда, здесь -колыбель и сердце ушу, стены, дышащие историями о непобедимых монахах-бойцах, многочисленными стелы с вырезанными на них иероглифическими надписями известных бойцов, императоров и даже современных руководителей ассоциаций шаолиньского искусства в других странах мира. И здесь же - начало удивительной и величайшей мистификации, мимо которой не прошел, наверное, ни один поклонник боевых искусств и которая до сих пор волнует последователей ушу во всем мире.


                                   Итак, пролистаем страницы шаолиньской эпопеи...


                  "Все боевые искусства Поднебесной вышли из Шаолиньского монастыря», - утверждает известная китайская поговорка. Практически все книги по ушу, будь то китайские или европейские, начинают свой рассказ именно с этой монашеской обители, встающей перед нами в ореоле мистических легенд, тайн, туманных полунамеков. Здесь есть и рассказ о знаменитом индийском миссионере Бодхидхарме, просидевшем в безмолвном созерцании стены девять лет и создавший всю шаолиньскую школу ушу, и легенда о подземном лабиринте с восемнадцатью бронзовыми бойцами-манекенами, неожиданно наносившими удары по монахам, сдающим “выпускной” экзамен по ушу. Существует история, что именно шаолиньские монахи научили своему боевому искусству сотни других людей - мирян, которые понесли это удивительное знание по всему Китаю.


                  Сколько еще удивительных историй рассказывают о Шаолиньском монастыре! Это не только колыбель ушу, но прежде всего место возникновения одного из крупнейших эзотерических школ буддизма - чань-буддизма. Здесь же жили не только мастера ушу, но и практически все крупнейшие чаньские патриархи.


                  Не найдется, наверное, ни одного стиля, который не связывал бы так или иначе свое возникновение с Шаолиньским монастырем, ибо это прибавляет ему явно обозначенный «истинности». Шаолиньский монастырь стал стяжением всех легенд о некем идеальном монашеском ските. Действительно, долгое время монастыри были своего рода оптимальным местом для занятий боевыми искусствами - сравнительно стабильный контингент монахов, которые могли совершенствоваться на протяжении десятков лет, строгая дисциплина, продуманный рацион питания и распорядок дня. Монастырь формировал и определенный духовный климат, где передача высшего знания шла бессловесно, лишь благодаря присутствию патриархов.


                  Тем не менее, особого «монастырского» ушу, отличного от народного или армейского боевого искусства, не возникло. Более того, занятия боевыми искусствами в монастырях были скорее редким исключением, чем правилом. По преданиям, своим боевым мастерством прославились лишь немногие монашеские обители - Северный и Южный Шаолиньский монастыри, расположенные соответственно в провинциях Хэнань и Фуцзянь, монастырь Кэпусы в Сычуани, Тунфусы ("Всеобщего счастья") в Фуцзяни, Наньшаньсы ("Южные горы") в провинции Шаньси, Цыэньсы ("Благой добродетели") в Гуандуне, Тяньчжоусы в Пекине. При этом вопрос о занятиях ушу в некоторых из них, в частности, в Южном Шаолиньсы, что в провинции Фуцзянь, до сих пор остается нерешенным. И поэтому Северный Шаолиньсы остается, пожалуй, единственным реальным подтверждением существования монашеских боевых искусств.


                  Если чисто “монастырских” школ ушу возникло не очень много, то с другой стороны, в Китае существует целый ряд стилей, сформировавшихся в лоне буддийской традиции. Проповедниками таких стилей были либо бродячие монахи, либо лидеры народных сектантских “еретических” тайных обществ, Да и сам шаолиньцюань нельзя в полной мере отнести к буддийским стилям - слишком много в нем было чисто народных привнесений. Лишь молва по-прежнему относила его к буддийской традиции. В разных районах империи независимо от шаолиньцюань возникали пробуддийские стили, например, ламацюань - «Стиль ламы», взрывной фомэньцюань - «Кулак буддийской школы» в Хубэе, милэфоцюань - «Кулак Будды Майтреи», дамоцюань - «Кулак Дамо», лоханьцюань - «Кулак архатов». Крайне закрытая буддийская школа ушу кунмэньцюань - «Школы Пустоты» (шуньяты - центрального понятия буддизма) была создана в Хубэе на рубеже ХУП-ХУШ вв. и закрытый стиль «Школы Пустоты» мастером Сунь Тинчжаном.


                  На уровне народной культуры господствовал синкретизм, характерный в том числе и для многих «еретических» тайных сект, внутри которых шли активные занятия ушу. Учения накладывались одно на другое, всякие границы между ними стирались, народ успешно поклонялся одновременно и даосским духам, и буддийским божествам, и конфуцианским мудрецам. Это же отразилось и на индоктринации ряда школ ушу - их буддизм был достаточно относителен и скорее служил символическим выражением божественного и запредельного начал в ушу, нежели реальной доктриной. Немногие из членов таких школ разбирались в хитросплетениях буддийских терминов. В частности, бойцы могли практиковать даосский цигун, проповедовать буддийское учение о просветлении и преемствовать конфуцианские нормы поведения и взаимоотношений.


                  В частности, в провинции Фуцзянь был создан стиль, традиционно относимый к буддийскому направлению ушу - наньфоцюань ("Кулак южного Будды"), первоначальным названием которого было пусацюань - «Кулак пуса» (т.е. боддисатвы). Хотя такое название недвусмысленно указывало на привилегированное положение здесь буддизма, однако сам стиль был создан даосским магом, который с детства обучался у своего отца, а последователи стиля выше всего ценили конфуцианский ритуал и человеколюбие. Может быть эта многоликость отразилась и на формах стиля. С виду стиль мягок, его движения округлы, подобно перекатывающемуся мячу, но податливость эта лишь кажущаяся. Бойцы отрабатывают жесткие удары кулаками и ладонями в песок. Стили, подобные «Кулаку южного Будды», были повсеместно распространены в деревнях в ХУШ в., воплощая тем самым «прикладное» понимание буддизма.


                  Самое время спросить - а как же все эти истории о «центре всех боевых искусств Поднебесной», монахах-бойцах, загадочном Бодхидхарме, коридорах смерти и прочих волнующих воображение событиях? Велико же будет удивление того, кто найдет в себе терпение пролистать шаолиньские хроники, благо часть из них уже опубликована. Окажется, что многие рассказы о Шаолиньсы - не более, чем легенды, но этим они и интересны для нас - на примере Шаолиня можно изучить весь процесс подмены истории ушу мифом об ушу.


                  Сначала - несколько оговорок. Под общим названием шаолиньцюань - «шаолиньский кулак» фигурируют несколько сот стилей, подавляющее большинство из которых вообще никак не связано ни с Шаолиньским монастырем, ни с его обитателями. Мы же будем вести речь о том направлении ушу, которым занимались шаолиньские монахи. Нам придется различать два вида источников: первые - это внутренние хроники Шаолиньсы, фактически, это то, что монахи думают сами о своем искусстве и что они, мягко говоря, «додумывают», когда реальность оказывается менее поражающа, чем того требует китайское сознание. Второй тип источников - это внешние материалы, то есть отчеты чиновников о посещении монастыря, записки генералов, путешественников, проще говоря, всех тех, кто не принадлежал к монашескому сословию и кто не испытывал необходимости приукрашать действительность.

<<< назад                                                                             1                                                                           дальше >>>

главная           галерея           материалы           контакты           ссылки
Рейтинг TopSport
  Последние изменения:
Дизайн и разработка © 2010 - TanWu

ONLINE CASINO IN HONG KONG Buy Shaving Products How to forex Globe counter roulette
Hosted by uCoz