Сколько в Китае Шаолиньских монастырей? Пусть этот вопрос не покажется
удивительным, так как истории о разных монастырях могли пересекаться,
накладываться друг на друга, создавая нередкую в китайских хрониках путаницу.
Шаолиньских монастырей существовало по крайней мере десять, однако наибольшую
известность приобрели два - Северный Шаолиньсы на горе Суншань уезда Дэнфэн
провинции Хэнань и Южный Шаолиньсы в уезде Путянь провинции Фуцзянь. Начало
этой истории было положено в Северном Шаолиньсы.
Загадка «бородатого варвара"
Узкая тропинка ведет путника вверх от Шаолиньского монастыря к самым
вершинам гор Суншань. В сущности, никакой тропинки здесь нет - нога ступает по
камням, в беспорядке разбросанным меж высокой травы. Несколько веков назад
здесь по императорскому указу была выложена каменная лестница, но не очень
удачно - десятилетиями она размывалась весенними потоками с гор, пока не пришла
в абсолютную негодность. Время от времени она подновляется и сегодня, и все же
надо иметь немало решимости, чтобы отправиться наверх - неосторожный путник
рискует сломать здесь ногу.
Но почему столько внимания какой-то тропинке в горах? Это - священная дорога,
дорога овеянная славой мудрости и известная во всем буддийском мире, хотя не
многие даже самые ревностные буддисты сумели побывать здесь. Именно по это
тропинке в начале 6 в. поднялся 28-й патриарх буддизма Бодхидхарма, прибывший в
Китай из Индии дабы проповедовать истину Дхармы в Поднебесной империи.
Свирепый взгляд под мохнатыми нависшими бровями, круглые глаза, всклокоченные
волосы и борода, грузное и бесформенное тело, закутанное в какую-то материю и
по своей форме мало напоминающую шитую одежду, - таким обычно изображают
легенды этого человека. Итак, в 527 г. (называют разные даты этого события -
486, 520, 526 гг.) в Китай из Индии приходит 28-й патриарх буддизма Бодхидхарма,
чье имя дословно означало «Учение о просветлении». На китайском его имя
транскрибировалось как Путидамо или просто Дамо (яп. Дарума). Путь его лежал из
Южной Индии, предположительно от Мадраса. Легенды рассказывают, что Дамо был
сыном богатого индийского принца, однако он решил оставить светскую жизнь, дабы
посвятить себя «колесу дхармы» - буддийскому учению.
Что же привело патриарха в Китай? Легенды утверждают, что по мнению Дамо,
буддизм в Китае понимается неправильно, суть его подвергается постоянным
искажениям, а внутреннее понимание подменяется чисто механическим ритуалом -
бессмысленными поклонениями перед изображениями и чтением сутр. По этому поводу
хроники часто приводят его знаменитый диалог с императором У-ди, состоявшийся в
столице государства Лян городе Цзилине (современный Нанкин). Император слыл
большим поклонником буддизма, покровительствовал монастырям, выделял немалые
деньги на сооружение пагод, способствовал переписыванию и распространению сутр,
раздавал подаяния монахам. Естественно, что за все свои заслуги У-ди ожидал
неплохого воздаяния в будущей жизни. Поэтому, когда перед троном императора
предстал буддист Дамо, У-ди спросил миссионера прежде всего о том, что его так
волновало: «Велики ли мои заслуги в и добродетели в совершении этих дел?». «Нет
в них ни заслуг, ни добродетелей», - кратко ответил монах. Удивленный император
спросил: «Почему же нет ни заслуг, ни добродетелей?». «Все это - не более чем
дела, совершаемые посредством деяния, - терпеливо объяснил Дамо, - и в них в
действительности не содержится ни заслуг, ни добродетелей». /Чжунго фоцзяо
(Китайский буддизм), сост. Китайский буддийской ассоциацией, т. 2., Пекин, 1982,
т. 2, с. 65./
Искренность как высшее выражение внутреннего, невыразимого ритуала, «чистота
сердца» были для Дамо критериями «заслуг и добродетелей». Достоин почитания
лишь тот, кто обрел Будду внутри себя, пробудил в себе «буддовость» или
«природу Будды» (фоминь) в своем сердце, поэтому такой человек и не нуждается в
формальных знаниях. Деяния (вэй) в качестве активного вмешательства в
естественность внутренней природы человека противопоставляются недеянию (увэй)
- следованию естественно-спонтанному ходу событий. Как говорилось в
чань-буддизме, «надо позволить вещам проявляться в их таковости».
Дамо учил: «Умиротвори свое сердце в недеянии, и тогда все внешние формы
естественно последуют за этим в своих проявлениях». /Чжунго Фоцзяо (Китайский
буддизм), сост. Китайской буддийской ассоциацией, Пекин, 1980, т. 1, с. 325./.
А один из его последователей, чань-буддийский патриарх Хуэйнэн (618-713)
продолжил эту мысль: «Следуй истинности своего сердца, а не внешним проявлениям
дхарм». Эти идеи о внутренне-спонтанном озарении благодаря следованию
естественности мира и легли в основу чань-буддизма.
Но Дамо не был понят в парадоксальности и непривычности своего учения, в
отказе от чтения сутр и многочисленных ритуалов и замены их лишь «взиранием
внутрь себя”. И вот Дамо удаляется от двора императора Лян, направляясь в
соседнее государство Вэй. Одна из историй рассказывает, что уже в это время
Дамо начал показывать чудесное искусство «уменьшение веса тела», вошедшее позже
в арсенал подготовки монахов-бойцов. Дамо якобы переправился через реку Янцзы,
усевшись верхом на тростниковый шест! Попутно заметим, что по одной из версий,
буддийский патриарх прибыл в Китай из Индии, переправившись через море в
соломенной сандалии. Не случайно многие шаолиньские изображения Дамо показывают
его, держащим сандалию в одной руке.
В городе Лояне, столице государства Вэй, его восхищение вызвала пагода
монастыря Юннинсы ("Вечного покоя"), и патриарх даже сподобился сочинить
короткий стих: «Сколь прекрасно, стоя рядом с ней (пагодой - А.М.) и молитвенно
сложив руки, встречать день!».
Но и это живописное место покинул Дамо. После долгих странствий он приходит в
небольшой монастырь Шаолинь на горе Суншань, издревле считавшийся местом
магическим, где можно было встретить духов и даже святых небожителей. Монахи,
как гласит легенда, истощали себя долгим чтением сутр, механически заучивая их,
уходя тем самым все дальше и дальше от истинного просветления. Прозрение
собственной природы в ее изначальной чистоте омрачалось начетничеством, тонкое
размышление - слепой верой в чужие слова, а не в веления собственного сердца.
Дамо объявил, что цель буддизма - «прозреть сердце Будды», то есть реализовать
Будду внутри себя. Таким образом, каждый в потенции является Буддой, нужно лишь
пробудить его в себе. Стать Буддой можно было «здесь и сейчас» в акте
непосредственного и интуитивного восприятия Истины, свободно и полно входящей в
незамутненный разум человека. Истина передается без всяких «посредников» - слов,
письменных знаков и наставлений, подобно светильнику, переходящему от учителя
к ученику.
Монахи, так же как и правители, не поняли наставления Бодхидхармы, и тот
удалился в горную пещеру, расположенную недалеко от монастыря, где, обратившись
лицом к стене, провел в позе сидячей медитации (цзочань) почти девять лет, а по
некоторым хроникам - и все десять. Патриарх погрузился в состояние глубокого
самосозерцания и лишь однажды, как гласят легенды, он заснул. Проснувшись, Дамо
в гневе на самого себя вырвал себе ресницы и бросил их на землю. Их подобрал
сам Будда, посадил в землю, и из них выросли кусты ароматного чая, который пьют
буддисты в периоды долгой медитации, взбадривая сознание. Именно отсюда берет
свой смысл чайная церемония, пришедшая в ХП в. из Китая в Японию вместе с
чаньскими монахами.
Пещера, где по преданиям Дамо провел девять лет сохранилась до сих пор и
является величайшей святыней чаньской школы. Расположенная в нескольких метрах
от вершины горы, она невелика по размерам. Долгое время она находилась в
запустении и лишь в 1991 г. пещера была укреплена а вокруг нее возведен
небольшой портал и отремонтирована дорога, ведущая сюда от Шаолиньсы, по
которой путник в течение часа может достичь священного места. Внутри
установлена статуя сидящего Бодхидхармы и круглосуточно дежурит монах,
регулярно проводящий ритуальные моления. В 1995 г. на вершине горы в нескольких
метрах от пещеры, была установлена грандиозная статуя сидячего Бодхидхармы из
белого камня, выделяющаяся на фоне темных скал и благодаря этому видная снизу
из монастыря.
Через девять лет «созерцания стены» монахи прониклись уважением к силе духа
Дамо и того учения, которое он проповедовал. От патриарха веяло такой глубокой
духовностью, такой сокровенной тайной бытия, что послушники приняли учение
сурового наставника как единственно верное. Но лишь двух монахов согласился
взять патриарх к себе в ближайшие ученики — Даоюя и Хуэйкэ, которым он
«передавал истину» в течение пяти лет. По преданию, Хуэйкэ, который позже стал
преемником первопатриарха, отрубил себе левую руку и положил ее перед Дамо,
демонстрируя чистоту своих помыслов и решимость без страха постигать учение
чань. /Дэнфэн сяньчжи (Хроники уезда Дэнфэн). Дэнфэн, 1984, с. 32/. Хуэйкэ
«поклонился Дамо как своему наставнику», когда ему было уже 40 лет. Он перенял
от учителя технику медитации и воспринял сам смысл чань. Многие современники
считали его необычным и малопонятным человеком. Так, буддийский учитель Даохэн,
повстречавший Хуэйкэ в 534 г., заметил, что речи этого святого человека «неясны,
а слова - хаотичны». /Митихата Р., Цзяньмин чжунго фоцзяо ши (Краткая история
китайского буддизма), Шанхай, 1986, с. 120./
Последние изменения:
Дизайн и разработка © 2010 - TanWu |