Большинство версий возникновения ушу так продолжают эту историю. Когда Дамо
просидел девять лет в созерцании, он не смог подняться из-за того, что его ноги
потеряли двигательную способность. Но патриарх, используя особый комплекс
упражнений, восстановил себе активность ног и предписал монахам сочетать
практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями. Эти упражнения
якобы представляли собой комплексы кулачного боя, владения монашеским посохом
("посох Дамо") и дыхательно-медитативные методики. Монахи активно принялись за
тренировки, а первым мастером ушу, соответственно, стал сам Дамо.
Что передал первопатриарх
Конечно, предание о Дамо как о мастере ушу - более позднее привнесение. Но так
или иначе именно этот человек заложил важнейший принцип “совместного пестование
физического и духовного в человеке”, отказавшись от аскетизма, ослабляющего
тело. Он конкретизировался в кратком требовании - «два проникновения и четыре
действия». «Два проникновения» - это два способа достижения просветления.
Первый - достижение просветления путем внутреннего духовного развития и
созерцания ("духовное проникновение"), второй - путем совершения практических
действий, то есть «добрых дел» ("проникновение посредством действия"). Таким
образом постулировалась неразрывная связь внешнего и внутреннего, физического и
психического, видимого явления и его метафизического символа. Духовное
вступление в состояние просветленного сознания, которое уже не могут затронуть
суетные дела и загрязнить “пыль мира», в основном базировалось на сидячей
медитации, традиционно выполняемой лицом к стене, как это делал Бодхидхарма.
Считается, что кратко учение Дамо изложено им в нескольких правилах: “не
опираться на письмена” , т.е. не использовать чтение сутр и других книг для
достижения просветления, “спонтанно постигать истину”, “взирать на собственную
природу, становиться Буддой”, т.е. поскольку каждый человек в потенции является
Буддой и изначально обладает “природой Будды”, следовательно можно путем
медитации “пробудить” эту природу внутри себя.
Итак, прежде всего следовало успокоить и очистить сознание, избавить человека
от пустых метаний в суете мирских дел, в условностях и границах, им же самим и
определенных, и обрести «спонтанность самопроявлений духа». Нетрудно заметить,
что многое, о чем учил Дамо, пришло не из индийских медитативных систем, но
было взято непосредственно из китайского даосизма. Трактаты донесли до нас те
наставления, которые по легенде давал Дамо монахам Шаолиньсы. Обратимся к
компендиуму «Речи о чудесном пользовании истинными мудрецами состояния зародыша
в утробе» (ХП в.), где описывается способ «духовного проникновения»
Бодхидхармы: «Тот, кто занимается зародышевым дыханием, пестует свое ци и
совершенствует сердце. Частота его дыхания регулируется в соответствии с
сердечным ритмом, и этому не способны помешать и мириады вещей. Если же ци не
обрело состояния совершенства, то и созерцание не имеет смысла. Когда же ци
успокоилось, то из тела уходят все болезни. Созерцание (чань) и путь-Дао
одновременно достигают равновесия. Если же человек, практикующий это, не
концентрирует дух, то как же его путь - Дао может достичь совершенства?!
Древние говорили: «Как только ци достигает совершенства, тотчас и сердце
достигает совершенства. Лишь только ци успокаивается, то и сердце приходит в
состояние покоя - это и есть основное требование в достижении Великого Пути.
Это также зовется взращиванием пилюли бессмертия. Человек, приверженный Дао, не
замутнен мыслями, и если он поступает так день ото дня, то это и зовется
истинным сатори (просветление в чань-буддизме - А.М.) и созерцанием. Поэтому
мудрецы всех трех миров (членение мира в чань-буддизме - А.М.) поступали именно
так, что и звалось «совместным пестованием сатори и созерцания». /Цигун цзинхуа
цзи (Лучшие отрывки из трудов по цигун), сост. Ли Юаньго, Чэнду, 1987, с. 53.
Судя по более ранним трудам, смысл первоначальной чань-буддийской медитации,
приписываемой Дамо, состоял в максимальном «очищении» и успокоении сознания,
для чего основным методом и служила регуляция дыхания, называемая «достижением
зародышевого дыхания": «Как только рождается основное зародышевое дыхание, это
значит, что начинают взаимосоединяться дух и осемененное ци (цзинци), таким
образом все внутренние трансформации обретают внешнюю форму - это значит
получить основу. В этом базовом (основном) ци человек и имеет свой корень...
Поэтому, если постигнешь способ успокоения сердца-души, то и дух возрадуется.
Радостное состояние духа - это и есть рождение счастья, а преисполнение
счастьем ведет к обретению Дао, достижению абсолютного просветления и
запредельной мудрости, когда все будет пронзаться пресветлой сокровенностью.
Сердце озаряется знанием использования (сущности вещей), и тогда сможешь
пользоваться ею, не пользуясь» (Там же, с. 17, 18). Таким образом,
дыхательно-медитативное созерцание Дамо вело к мистическому Знанию
использования внутренней природы вещей, т.е. их «буддовости», ибо каждая вещь
есть «тело Будды». Еще раз подчеркнем, что здесь все начинается с простого
успокоения сознания.
Таким образом, ключевым постулатом «духовного проникновения» стало успокоение
духа и очищение сознания путем регуляции собственного дыхания - методика,
пришедшая из даосизма. Шаолиньские монахи, отвлекшись от бессмысленного
заучивания и репетиции сутр (хотя позже была создана обширная чань-буддийская
литература), занялись «безмолвным созерцанием перед стеной», вскармливали ци,
умиротворяли сердца и таким образом шли по пути достижения сатори.
Вместе с этим первоучитель предписал им «проникновение посредством действия»,
которое предусматривало четыре вида поступков - «четыре действия». Они включали
воздаяние за зло, отсутствие мирских стремлений, служение дхарме (т.е.
буддийскому учению), следование судьбе.
Дальнейшая судьба Бодхидхармы после его прихода в Шаолиньсы противоречива и до
конца не ясна даже в монастырской хронике. Монастырская версия утверждает, что
сам Дамо не стал жить в монастыре, а поселился в небольшом храме, на полпути
между монастырем и горной пещерой. Этот храм сохранился до сих пор и носит имя
“Обитель первого патриарха” (Чуцзу ань). “Передавать светильник истины” в
Шаолиньсы отправился его ученик Хуэйкэ, хотя сам долгое время проживал не в
монастыре, а в небольшой кумирне недалеко от него, с тех пор называемой
“Обитель второго патриарха” (Эрцзу ань). Когда же Дамо окончательно открыл
своему ученику «истинное учение сердца», он покинул горы Суншань, оставив
монахам знаменитый трактат по искусству самосовершенствования «Ицзиньцзин» -
«Об изменениях в мышцах». По другой легенде Дамо скончался и был сожжен.
Эта история имела забавное продолжение, распространенное на уровне народных
преданий и которые нашли свое отражение в “Хрониках уезда Дэнфэн”, т.е. того
уезда, где располагается Шаолиньсы. Составление хроник было завершено в 1530 г.,
хотя большинство записей, касающихся Шаолиньсы относится к XV в. “Чаньский
учитель Дамо во времена правителя царства Лян У-ди из Западных земель (т.е. из
Индии - А.М.) переправился на лодке через море и достиг города Цзилиня. В
беседе с У-ди он не нашел согласия и поселился под пиком Укунфэн, что в горах
Суншань. Просидел лицом к стене девять лет и предал Дхарму Хуэйкэ, после чего
скончался. На рубеже правления Вэй и Сун (т.е. VI-X вв.) посланник,
направленный в Западные земли, по возвращению повстречал Дамо в Памире, и
увидел, что тот нес в руке лишь одну сандалию, а затем стремительно удалился.
Вернувшись, чиновник доложил об этом случае, могилу [Дамо] вскрыли и обнаружили
там лишь одну сандалию!”. /Дэнфэн сяньчжи (Хроники уезда Дэнфэн). Дэнфэн, 1984,
с. 32./.
Примечательно, что в “Хрониках” ничего не сказано ни о связи Дамо с Шаолиньсы,
ни с боевыми искусствами. Вместе с этим символ соломенной сандалии вообще
неоднократно фигурирует в рассказах о Дамо, вспомним хотя бы, что именно этот
предмет послужил ему «кораблем» для переправы из Индии в Китай (по другой
версии он переправился через море на ветви тростника). Официально же существуют
две версии его смерти, противоречащие, как и все в китайских преданиях, друг
другу. Трактат «Жизеописания достойных монахов» (“Гаосэн чжуань”) рассказывает,
что Дамо умер в 534-537 гг. где-то недалеко от Лояна, т.е. там, где находился
Шаолиньсы, и был сожжен. Однако через триста лет в исторических хрониках Лю Сюя
«Книга династии поздняя Тан» в разделе «Жития Магов» говорится, что Дамо «нашел
пристанище в Шаолиньском монастыре, что в горах Суншань. Он был случайно
отравлен и умер». Не отголосок ли это многочисленных смертей от отравления
«пилюлями бессмертия» даосских магов?
Туманное описание смерти Дамо далеко не единственная загадка в нашем
повествовании. Следующий вопрос может показаться парадоксальным, вполне в
традициях чань-буддизма: «А приходил ли Бодхидхарма в Шаолиньский монастырь?».
Действительно, в чем же смысл прихода чаньского патриарха в Китай? Естественно,
мы задаем этот вопрос не как парадоксальную чаньскую загадку, но движимые
интересом узнать, принес ли Дамо в Китай какую-нибудь технику или школу боевых
искусств, явился ли он основателем шаолиньского ушу? Да и связан ли как-нибудь
образ этого человека с боевыми искусствами?
Многое в этой истории - красивый миф, оправдывающий священные истоки ушу.
Разобравшись в его складывании, мы, возможно, поймем сам механизм мифологизации
и сакрализации методов кулачного боя, перерастания их в глубокое
духовно-философское учение, особый Путь Знания. Итак, когда же возник этот миф
и зачем надо было столь усложнять путь шаолиньского искусства?
Последние изменения:
Дизайн и разработка © 2010 - TanWu |