ЦЗЮАНЬ ВОСЬМОЙ
 
Раздел двадцать четвертый
 
РАССУЖДЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ ЦЕНИТЬ СУДЬБУ И СОХРАНЯТЬ ЦЕЛОСТНОСТЬ ТЕЛЕСНОЙ ФОРМЫ
 
Хуан-Ди спрашивает:
 
— Небо покрывает, а земля несет на себе, и в результате существуют десять тысяч вещей, среди которых самое ценное — это человек. Человек рождается в результате взаимодействия дыханий-ци неба и земли, а четыре сезона делают его совершенным. Властители и правители, массы и народ, все они стремятся достичь целостности телесной формы. Однако люди не чувствуют, как болезнь поражает их телесную форму, они позволяют болезни развиваться в организме, в результате чего она проникает далеко, воздействтвует на кости и костный мозг. Я много думал об этом в сердце своем, и хотел бы понять, каким образом можно избавиться от болезни посредством воздействия на организм иглами?
 
Ци-Бо отвечает:
 
— Соль имеет соленый вкус, и она обладает такими свойствами, что если долго хранится в сосуде, то сосуд начинает пропускать влагу. Перед тем как порвется струна на цине, звук ее становится дребезжащим. Когда развитие дерева достигает своего предела, листья его начинают опадать. Когда болезнь проникает глубоко в человеческий организм, тогда больной издает звук кашля. Если в состояниях человека наблюдаются три вышеописанные ситуации, то это называется разрушением жилища, и если в этом случае не применять яды и лекарства (фармакологические методы лечения), не воздействовать на организм короткими иглами, разрушится кожа и попортятся мышцы, кровь и дыхания-ци будут бороться друг с другом, а лицо почернеет.
 
— Если я в мольбах сопереживаю боль человека, то тем самым и усилием сердца своего сею в нем смуту, и наоборот, усугубляется его болезненное состояние, которое никак не получается устранить, ведь нельзя же страдать вместо больного. И когда люди узнают о такой ситуации, они считают меня жестоким мучителем. Расскажи мне, как тут быть?
 
— Человек рождается на земле, но судьба его связана с небом. Небо и земля соединяют свои дыхания-ци, и то, что они определяют в судьбе, и является человеком. Когда человек живёт в соответствии с ритмом четырех сезонов, тогда небо и земля являются для него отцом и матерью. А для десяти тысяч сущностей он является сыном неба. На небе существуют субстанции инь и ян, а в человеческом организме есть двенадцать сочленений. На небе существует холод и жар, а в человеке существует пустота и полнота. Если человек способен следовать изменениям-трансформациям неба и земли, субстанций инь и ян, то он не нарушает ритма четырех сезонов. Если знаешь законы работы двенадцати сочленений-переходов, то достаточно в тебе мудрости, чтобы не быть обманутым болезнью. Если можешь безопасно существовать в изменениях восьми движений ( имеются в виду воздействия восьми ветров, которые считаются основными причинами возникновения болезней), то и после подавления пяти стихий сможешь опять стать здоровым. Если способен постичь законы взаимодействия пустоты и наполненности, то станешь независимым в движениях своих, будешь вдыхать и выдыхать тончайшее, и глазом сможешь различать тончайший кончик осенней паутинки.
 
— Человек, пока живет, обладает телесной формой, в нем постоянно присутствует действие субстанций инь и ян. Небо и земля объединяют в нем свои дыхания-ци, которые, разделяясь в организме, образуют девять полей. Все они распределяются по четырем сезонам. И месяцы бывают большие и малые, и дни бывают длинные и короткие. И вся тьма сущностей действует одновременно, так что действия их невозможно сосчитать. Пустота и полнота перехода переходят друг в друга незаметно, и я осмеливаюсь спросить мудрецов, какие законы этим управляют?
 
— Когда дерево подвергается воздействию металла, оно срубается; когда огонь подвергается воздействию воды, он гаснет; дерево, воздействуя на почву, делает ее проницаемой; металл при воздействии огня становится ущербным; когда почва воздействует на воду, она препятствует ее течению, во всех десяти тысячах сущностей действуют эти законы, так что их и пересчитать невозможно. Так что из методов иглоукалывания в Поднебесной распространены пять основных. А простые люди стараются только есть побольше, и никто из них не знает, как правильно поддерживать здоровье. Первый метод — это упорядочивание духа-шэнь. Второй — это знание питания организма. Третий метод состоит в правильном знании воздействия и употребления лекарственных средств. Четвертый метод заключается в правильном выборе камней, маленьких или больших, для лечения каждой конкретной болезни. Пятый заключается в умении определять состояние внутренних органов цзан и фу, крови и дыхания-ци. Следует знать все эти пять методов и правильно выбирать последовательность их употребления. В настоящее время любой врач, который использует методы иглоукалывания, знает, что при опустошении следует наполнять, а при переполнении следует опорожнять. Однако следует еще знать, что при лечении следует руководствоваться законами неба, беря за образец землю, в любом движении своем нужно подчиняться этому правилу. Нужно откликаться, подобно эху, движениям неба и земли, нужно следовать за ними подобно тени. Когда следуешь по пути-Дао, то нет для тебя ни духов-гуй, ни духов-шэнь, и ты независимо продвигаешься во времени, проходя свой путь.
 
— Хочу я услышать о пути иглоукалывания.
 
Ци-Бо отвечает:
 
— Истинный путь иглоукалывания заключается в том, что в первую очередь врач должен упорядочить свой дух, определить состояние пяти внутренних органов, разобраться во взаимодействии и показателях девяти областей, и лишь после этого можно обдумывать, каким образом производить укалывание. Если не изучил показатели всех пульсов, если прослушал все зловещие симптомы и на основании этого не соединил внутреннее и внешнее, нельзя сразу воздействовать на телесную форму. Так как следует разобраться в динамике всех процессов организма, и лишь после этого можно применять иглоукалывание. Организм человека характеризуется пустотой и полнотой. При пяти видах пустоты не спеши приближаться, а при пяти видах полноты не спеши удаляться; лишь когда приходит надлежащее время, начинай лечить, и если пропустишь нужный момент, можешь сделать серьезные ошибки. Будь очень тщательным, когда работаешь иглой, следи за блеском иглы, взвешивай каждое свое движение. Успокой свои мысли, ибо ты должен видеть смысл каждого движения, должен внимательно следить за всеми изменениями. Ведь пока не почувствовал дыхание-ци иглой, не знаешь, какое оно, и не можешь узнать его форму. Это подобно птице в небе, голос которой услышал. Так же и болезнь наблюдаешь. Когда видишь полет, то знаешь, что это за птица. Так что нужно быть, как в засаде с арбалетом, выжидая удобного момента для выстрела.
 
— Каким же образом лечится болезнь, связанная с опустошением? Каким образом лечится болезнь, связанная с наполнением?
 
— Когда колешь наполнение, тогда следует опустошать. Когда колешь пустоту, тогда следует наполнять. Когда чувствуешь, что вместо укола приходит дыхание-ци меридиана, тогда следует быть осторожным, чтобы его не упустить. Нужно постоянно следить за глубиной укалывания, постоянно быть сосредоточенным на расстоянии дыхания-ци от места укола. Ты должен действовать так же осторожно и осмотрительно, будто ходишь по краю бездонной пропасти, будто держишь за хвост тигра. Так чтобы дух-шэнь не отвлекали посторонние объекты.
 
Раздел двадцать пятый
 
РАССУЖДЕНИЕ О ВОСЬМИ ИСТИННЫХ ДЫХАНИЯХ-ЦИ И ПРОСВЕТЛЕНИИ ДУХА-ШЭНЬ
 
— Когда лечат болезни при помощи игл, используют самые разнообразные методы укалывания, так вот, хотелось бы знать, какие методы укалывания являются истинными?
 
Ци-Бо отвечает:
 
— Следует руководствоваться небом и следовать движению земли, соединять в своих действиях влияния всех небесных светил.
 
— Хочу послушать об этом подробно.
 
— Во всех методах укалывания следует учитывать законы движения солнца, луны, звезд и созвездий, определять положение дыхания-ци восьми сторон. И лишь после того, как определено положение дыхания-ци, можно проводить иглоукалывание. Таким образом, теплу (имеется в виду также и гармоничное состояние) неба соответствует свет, и таком состоянии кровь в человеческом организме легко движется, а охранительное дыхание вэй-ци действует на поверхности. В этом случае кровь легко вытекает, а дыхание-ци легко движется в организме. Холоду неба соответствует субстанция инь, и в организме при таком состоянии кровь становится вязкой, малоподвижной, а охранительное дыхание вэй-ци движется в глубине. Когда луна начинает рождаться, тогда дыхание-ци и кровь начинают становиться здоровее, и в этом случае начинает действовать охранительное дыхание-ци. Когда диск луны становится полным, тогда и кровь и дыхание-ци тоже наполняются, а мышцы становятся твердыми. Когда диска луны нет на небе, мышцы ослабевают, а каналы и меридианы опустошаются. Охранительное дыхание вэй-ци уходит и телесная форма остается без прикрытия.
 
Таким образом в соответствии с законами небесного времени следует регулировать деятельность крови и дыхания-ци. Следовательно, если на небе холод, тогда нельзя производить укалывание. Если же на небе тепло, тогда не следует сомневаться. Когда луна рождается, нельзя опорожнять, а когда луна полная, не следует восполнять. Когда лунного диска вообще нет на небе, тогда лечить не нужно. Таким образом производится регулирование в зависимости от законов времени. Небесные тела движутся по определенным законам, и в зависимости от полноты или ущербности лунного диска, перемещения солнца и изменения времени дня и ночи, можно определять правильное время и место воздействия. Потому говорится: Если во время рождения лунного диска делается опорожнение, в результате происходит опустошение внутренних органов. Если во время полой луны делается восполнение, тогда происходит переполнение и расходование крови и дыхания-ци. Это приводит к тому, что в каналах-ло образуется застой крови. Такое состояние организма называется двойным наполнением. Если лечение производится в то время, когда на небе отсутствует лунный диск, это приводит к беспорядку в циркуляции дыхания-ци по меридианам. В результате возникает граница во взаимодействиях субстанций инь и ян, так что трудно различить истинное и ложное, а в глубине организма образуется застой. Внешнее опустошается, внутри творится хаос, и в результате начинает действовать патогенная сила.
 
— Каким образом познается воздействие на организм звезд, созвездий и восьми направлений?
 
— Через звезды и созвездия определяется движение солнца и луны. При помощи восьми направлений устанавливается, в какое время действуют опустошающие патогенные факторы, приводимые в движения восемью ветрами. Четыре сезона — это то, посредством чего определяется расположение дыхания-ци весной, осенью, зимой и летом. И при помощи сезонов регулируется местоположение дыхания-ци. Необходимо предотвращать и избегать патогенного опустошающего воздействия восьми направлений. Если человек в то время, когда его организм ослаблен в результате внутреннего опустошения, подвергается воздействию опустошающих патогенных факторов неба, тогда два опустошения объединяют свое действие в организме, и патогенное дыхание-ци достигает костей. Если оно проникает и вовнутрь костей, тогда повреждаются пять органов-цзан. Если врач ставит правильный диагноз, знает возможное время воздействия патогенных факторов, тогда ничто не может повредить человеку. Потому-то и говорится: Нельзя не знать времени предостережений небес.
 
— Хорошо. Я выслушал истину о том, как брать за образец звезды и созвездия. Теперь же хочу узнать о том, как брать за образец заветы древности?
 
— Для того чтобы брать за образец заветы древности, нужно ознакомиться с каноном «Об иглоукалывании», или Чжень-цзин. Для того чтобы эффективно использовать изложенные в этой книге знания в настоящее время, сначала следует разобраться в том, что представляет собой холод и тепло солнца, что такое опустошение и наполнение луны, так как посредством вышеназванных категорий следует определять поверхностный или глубинный уровень действия дыхания-ци. На основании этого можно регулировать состояние организма, и будешь немедленно видеть результат своих действий. Когда говорится, что можно видеть во тьме непроявленного, то имеется в виду, что изменения состояния дыхания-ци и крови, питающей и охранительной функций ин и вэй, хотя и не проявляются на внешнем уровне телесной формы, тем не менее врач способен распознавать эти изменения. На основании закономерностей тепла и холода солнца, опустошения и наполнения луны, действия дыхания-ци на поверхности или в глубине в зависимости от четырех времен года, врач способен, соединяя тройки и пятерки, регулировать состояния организма, и таким образом он знает, какое воздействие оказывают на организм внешние факторы изменений окружающей среды, и знает все эти изменения, хотя они и не проявляются на уровне телесной формы. Потому и говорится, что можно видеть во тьме непроявленного. Таким образом врач, знания которого безграничны, может передавать свои прозрения последующим поколениям, и тем самым он отличается от обычных людей. Ведь если явление не проявляется в организме на уровне внешней телесной формы, люди обычные не способны его различить. Так что если человек видит то, что не проявляется на уровне телесной формы, ощущает то, что не имеет вкуса, значит он способен видеть во тьме непроявленного, и кажется, что он обладает чудесными способностями.
 
Патогенные факторы опустошения представляют собой опустошающие патогенные дыхания-ци восьми направлений. (Восемь направлений можно так же передать как «восёмь правильных ориентации, то тогда термин патогенный фактор се можно перевести как отклонение от правильной ориентации»). Патогенный процесс в результате отклонения от правильной ориентации возникает в организме, когда человек, вспотев в результате значительных усилий, находится на воздухе, а поры в коже у него раскрываются, и он подвергается воздействию ветра, который через эти отверстия проникает в организм. Воздействие на этом этапе развития болезни является минимальным, и потому нельзя определить характер заболевания, нельзя различить его признаки в изменениях телесной формы. Врач высших способностей помогает больному, когда заболевание находится в самой зачаточной стадии своего развития. Для этого необходимо в первую очередь исследовать дыхание-ци трех частей и девяти областей, после чего можно окончательно его урегулировать, когда болезнь еще не проявилась на уровне телесной формы. Таким образом врач помогает больному, и потому называется врачом высших способностей. Если же врач помогает больному, когда болезнь уже полностью оформилась в организме, то значит, что он не заметил разлада пульсов трех частей и. девяти областей, а потому болезнь и смогла развиться в организме. Такой врач обладает высокими способностями. Так что если знаешь место действия болезни, то это только потому, что способен определять изменения пульсов трех частей и девяти областей, на основании чего и производится лечение. Об этом и говорится, что следует охранять двери и врата. Так что можно не знать конкретной ситуации болезни, но можно видеть, каким образом она будет проявляться.
 
— Я слышал об опорожнении и восполнении, но не знаю, в чем смысл этих типов воздействия.
 
— При опорожнении следует применять квадрат (имеется в виду схема земли, которая противопоставляется кругу). Когда говорится про квадрат, то имеется в виду, что по схеме квадрата дыхание-ци достигает расцвета-наполнения; по схеме квадрата становится полным диск луны; по схеме квадрата солнце приносит тепло; по схеме квадрата организм пребывает в устойчивом состоянии. Что касается дыхания, то по схеме квадрата делается вдох, и при этом производится укалывание внутренних разделов. После этого дожидаешься, когда начинается следующий вдох, после чего производишь вращение иглы. Затем дожидаешься, когда больной начинает делать выдох, и во время выдоха плавно и медленно вынимаешь иглу. Потому и говорится, что при опорожнении следует действовать согласно схемы квадрата, ибо дыхание-ци в этом случае движется по такой схеме. При восполнении следует применять круг. Круг в данном случае подразумевает движение по стихиям, а движение по стихиям — это перемещение. При укалывании следует попадать в кровеносные сосуды (круг противопоставляется квадрату, как схема движения во времени символизирует небо). При повторной вдохе больного игла погружается внутрь. Когда говорится о круге и квадрате, то имеется в виду отнюдь не форма игл. Для того чтобы уметь оздоравливать дух-шэнь, нужно знать и принимать во внимание характеристики полноты или худобы телесной формы больного, следует учитывать состояние расцвета или упадка питающей и охранительной функций крови и дыхания-ци. Кровь и дыхание-ци представляют собой дух-шэнь человека, и потому следует очень внимательно относиться к питанию духа-шэнь.
 
— Действительно, поведал ты мне таинственное суждение. Ведь необходимо соединить телесную форму человеческого организма с субстанциями инь и ян, с ритмом четырех сезонов, нужно найти соответствия пустоты и полноты, связать процессы организма с таинственными процессами течения времени. И если ты не мудрец, разве можешь постичь глубину учения? Однако, вот вопрос. Когда вы, мудрейший, многократно говорите о связи между телесной формой и духом-шэнь, то что же вы называете в этом случае телесной формой?
 
— Давайте поговорим о форме. Когда говорится о телесной форме, то имеется в виду внешняя форма и глаза при её изучении мало что могут подсказать. Следует расспросить больного о состоянии течения болезни, следует изучить состояние циркуляции дыхания-ци в меридианах. Хотя ты ясно различаешь телесную форму глазами, однако при исследовании пульса, если в результате давления на пульс не определяешь характеристик дыхания-ци, тогда не сможешь разобраться и в характере заболевания. Потому и говорится о внешней форме, что она отражает лишь внешнее.
 
— А что же называется духом-шэнь?
 
— Давайте поговорим о духе-шэнь. Ведь он называется духом-шэнь потому, что ушами его не можешь услышать. Однако именно он делает глаза светлыми, сердце открытым и эмоции-мысли быстрыми. В состоянии ясного сосредоточения можно прозреть его сущность, однако словами ее передать нельзя. Ведь все смотрят, а видят только при помощи глаз, а такое видение духа подобно взгляду в сумерках. Когда же проявляется свет, тогда человек способен видеть, и это подобно тому, как ветер разогнал облака и появилось солнце. Поэтому и называется духом-шэнь. Источником его являются три части и девять разделов, и без того не может существовать теория девяти игл.
 
Раздел двадцать шестой
 
РАССУЖДЕНИЕ О СОЕДИНЕНИИ И РАЗЪЕДИНЕНИИ ИСТИННОГО И ЛОЖНОГО
 
Император Хуан-Ди спрашивает:
 
— Я уже слышал о том, что существует девять разделов в девяти иглах, а вы, мудрец, увеличили это количество разделов в девять раз и, девять умножив на девять, получили восемьдесят один раздел. Я понял значение этого. В каноне говорится о расцвете и упадке состояния дыхания-ци, об отклонении движения влево или вправо. Я понял, что, воздействуя сверху, следует регулировать состояние внизу, а, воздействуя слева, следует регулировать состояние справа. Я знаю, что существует недостаточность и избыточность, и в этих случаях применяется опорожнение и восполнение в точках-ин и в точках-шу. Однако в этих случаях заболевания возникают в результате переразвития или недостаточности действия питательного и охранительного дыханий-ци и вэй-ци, что приводит к чрезмерному опорожнению или восполнению! Причиной заболевания является проникновение внешних патогенных факторов в меридианы человеческого организма. Я бы хотел узнать, каково состояние больного, когда в меридианах действует патогенное дыхание-ци? Каким образом в такой ситуации следует лечить заболевание?
 
Ци-Бо отвечает:
 
— Совершенномудрый, определяя меры и числа для методик воздействия на организм, должен соотносить их с небом и землей, так как на небе существуют меры расположения 28 созвездий114, на земле существуют водные каналы, а в человеческом организме существуют меридианы. Если небо и земля пребывают в состоянии тепла и мира, тогда водные каналы земли тоже находятся в спокойном состоянии. Если на небе холод, а земля замерзает, тогда замерзают и водные каналы. Если на небе слишком жарко, а на земле чересчур греет, тоща вода в каналах клокочет, переливаясь через край. Когда резко поднимается сильный ветер, тогда волны и валы вздымаются в водных каналах. Так что если патогенные факторы попадают в каналы организма, тогда при воздействии холода кровь становится густой и застывает; при воздействии жара кровь, наоборот, теряет всякую вязкость и липкость. Если в результате опустошения патогенные факторы попадают в организм, то это подобно воздействию сильного ветра в водных каналах. В точках биения пульса на меридианах удар приходит слишком сильный, как волна в канале. Пульс может двигаться в канале в упорядоченном виде, не теряя закономерностей чередования, а когда удар приходит в точку биения пульса цунь-коу на запястье, то временами он ощущается как большой, а временами как маленький. Если пульс ощущается как большой, это значит, что действуют патогенные факторы, а если пульс ощущается как маленький, это значит, что болезнь отступает. Патогенное дыхание проникает в человеческий организм и может действовать не в определенном месте, а менять его, обнаруживаясь то в иньских меридианах, то в янских меридианах. Нельзя руководствоваться одним определением пульса, а нужно пронаблюдать перемещение места действия патогенных факторов. Следует искать его на основании знаний о трех частях и девяти областях. Нужно стараться начать лечить болезнь на как можно более. ранней стадии ее развития. Когда лечишь, следует вводить иглу во время вдоха, с тем чтобы не нарушить движения дыхания-ци. После введения иглы следует спокойно ждать, когда дыхание-ци придет в точку укалывания, с тем чтобы не позволить распространение патогенного дыхания-ци. Во время вдоха следует производить вращение иглы с тем, чтобы получить возможность контролировать дыхание-ци. Иглу следует вытаскивать, дождавшись вдоха, и когда выдох заканчивается, игла извлекается полностью. Избыточное дыхание-ци полностью выходит, и потому данный метод называется опорожнением.
 
— Каким образом делается укалывание при недостаточности восполнения?
 
—В первую очередь следует нажать на место укалывания и растереть его по ходу меридиана, потом следует нажать сильно на место укалывания, чтобы рассеять дыхание-ци. Потом следует разгладить поверхность вокруг точки. После этого следует постучать по точке, чтобы возбудить дыхание-ци в этом месте. Потом следует надавить на место укалывания ногтем большого пальца левой руки, а правой следует ввести иглу. Таким образом добиваешься восстановления проходимости в точке и контролируешь дыхание-ци.
 
После того как извлекаешь иглу из точки, точку следует зажать пальцем, чтобы дух-шэнь не уходил. Иглу следует вводить, когда больной сделает вдох, после этого нужно ждать в спокойном состоянии, пока дыхание-ци придет в точку укалывания. Следует быть очень внимательным, будто ты ожидаешь дорогого гостя. Ждать нужно, не обращая внимания на течение времени. Когда дыхание-ци приходит в точку укалывания, его следует удерживать. Дожидаешься вдоха больного и вынимаешь иглу. Дыхание-ци при этом не должно выходить наружу, и чтобы оно сохранялось на своем месте, следует крепко зажать пальцем отверстие укола, таким образом будет сохраняться дыхание-ци духа-шэнь.
 
Дыхание-ци в меридиане также остановится, начнет наполняться. Потому данный метод и называется восполнением.
 
— Каким образом определяется воздействие патогенного дыхания-ци?
 
Ци-Бо отвечает:
 
— Патогенные факторы выходят из каналов-ло и попадают в меридианы, они пребывают внутри кровеносных сосудов. Когда патогенные факторы еще не пришли в контакт со здоровыми силами организма, тогда они вздымаются как волны внутри кровеносных сосудов, то приходят, то уходят опять, и не имеют постоянного места пребывания. Потому говорится, что как только приходят в место воздействия, следует надавливать и останавливать их, а, остановив, следует овладевать ими. Опорожнение следует производить до того, как патогенные факторы набрали полную силу в организме. Истинное дыхание-ци представляет собой дыхание-ци меридианов-цзин. И если дыхание-ци меридианов-цзин чрезмерно опустошается, тогда и говорится, что когда оно идет тебе навстречу, не следует ему противопоставляться. Говорится именно об этом. Таким образом считается, что если ты, поджидая начало действия патогенного-се дыхания-ци, был не внимателен и в результате пропустил момент прохождения истинного дыхания-ци меридиана, после чего стал колоть, применяя метод опорожнения, то тем самым только повредишь истинному дыханию чжэнь-ци. А если разрушишь истинное дыхание, то оно не сможет восстановиться, в результате чего патогеннос-се дыхание-ци будет оказывать двойное воздействие, а болезнь будет скапливаться внутри организма. И потому когда .говорится, что не следует преследовать, если оно уходит, то имеется в виду именно это. Когда говорится, что нельзя медлить во время проведения иглоукалывания, то имеется в виду, что следует как можно быстрее производить укалывания, как только патогенное дыхание приходит в точку укола. Если производишь укалывание не в надлежащий момент, и при этом патогенное дыхание или уже проходит, или еще не пришло, а ты воздействуешь по методу опорожнения, то не только не избавишься от патогенных факторов, но, наоборот, повредишь крови и дыханию-ци, так что не сможешь в этом случае вылечить болезнь. Потому говорится, что ты должен также хорошо знать время воздействия, как тщательно ты нажимаешь на спусковой механизм арбалета. Если ты не знаешь времени воздействия, то ввести иглу будет так же трудно, как стучать ею по твердому дереву. Потому и говорится, что тот, кто знает время воздействия методами восполнения и опорожнения, тот действует быстро и без всяких промедлений. А кто не знает правильного времени воздействия, тот медлит и сомневается. Именно об этом и говорилось выше.
 
— А каким образом делается восполнение и опорожнение?
 
— В первую очередь следует поразить патогенные факторы, а для этого необходимо быстро опорожнить избыточную кровь, в результате чего выйдут патогенные факторы и, следовательно, восстановится истинное дыхание чжэнь-ци. Если патогенные факторы снова приходят и перемещаются подобно воде, которая не имеет постоянного места, тогда, толкая вперед, сможешь продвигаться вперед, а увлекая на себя , сможешь остановить их продвижение. Так что, производя укалыванме по направлению навстречу движению патогенных факторов, опорожняешь горячую (пораженную) кровь. И когда в результате укалывания больная кровь выходит, болезнь сразу же проходит.
 
— Хорошо. Если патогенное и здоровое дыхание-ци уже соединились, и в характеристиках пульса не наблюдается Отчетливых аномалий, то каким образом ставится диагноз в этом случае?
 
— Следует внимательно исследовать, тщательно ощупать и изучить удары пульсов трех частей и девяти областей человеческого организма, установить наполненность и пустоту, чтобы на основании этих характеристик регулировать состояние больного. Нужно определить, нет ли нарушения равновесия между левой и правой частями организма, мсжду верхом и низом, нет ли взаимного ослабления, уменьшения активной деятельности.  Нужно изучить состояние больного органа-цзан, и тогда будешь знать, где действует болезнь. Если же не знаешь характеристик изменений пульсов трех частей организма, тогда не сможешь провести различие между субстанциями инь и ян, не сможешь разделить преобладание разделов неба и земли. Посредством земли следует определять состояние нижней части земли; посредством неба следует определять состояние верхней части неба; посредством человека следует определять состояние средней части человека. Таким образом регулируется состояние внутренних органов, определяется положение трех частей организма. Потому и говорится, что если не знаешь, в каких местах определяются больные пульсы трех частей и девяти областей, то при знании времени возможного поражения организма патогенными факторами все равно не сможешь отразить их нападения. Если применяешь опорожнение, когда не нужно его применять, то тем самым «наказываешь, когда нет никакой вины», и данное явление называется большой смутой. В результате такого воздействия нарушается деятельность каналов меридианов, соответствующих внутренним органам, и потому истинное дыханис-ци не может восстановиться. Если воздействуешь на синдром полноты и превращаешь его в синдром пустоты, если патогенные факторы принимаешь за истинное дыхание, если неправильно применяешь иглоукалывание, то тем самым только активизируешь вредоносное дыхание-ци, а здоровое дыхание человеческого организма разрушаешь. Если вместо того, чтобы следовать, движешься в обратную сторону, если рассеиваешь и приводишь в беспорядок дыхание-ци питательной и охранительной функции ин-вэй, тогда в результате полностью истощаешь здоровое дыхание чжэнь-ци, а патогенное дыхание начинает самостоятельно действовать внутри. Таким образом ты не даешь человеку возможности прожить долгую жизнь, а наоборот, заставляешь его умереть в раннем возрасте. Если не знаешь законов трех частей и девяти разделов, тогда не сможешь длить и взращивать (согласно текста «Дао-дэ-цзин» — это основные функции земли и неба). Если ты не понимаешь связи с четырьмя сезонами и пятью стихиями, не знаешь взаимосвязей преодоления и порождения между стихиями, то тем самым помогаешь патогенным факторам и разрушаешь здоровые силы организма, в результате чего человек не может жить долго. Когда патогенные факторы только проникают в человеческий организм и когда в организме у них нет определенного места, тогда, болезнь легко вылечить. Толкаешь вперед, продвигаясь, притягиваешь на себя и тем самым останавливаешь, движешься навстречу и опорожняешь, и в результате болезнь тут же проходит.
 
Раздел двадцать седьмой
 
РАССУЖДЕНИЕ, ПОЛНОСТЬЮ РАЗБИРАЮЩЕЕ ФАКТОРЫ ОПУСТОШЕНИЯ И НАПОЛНЕНИЯ СЮЙ-ШИ
 
Император Хуан-Ди спрашивает:
 
— Что называется опустошением и наполнением?
 
Ци-Бо отвечает:
 
— Когда патогенное дыхание-ци достигает состояния полноты, то это и есть наполнение. Когда дыхание-ци семени-цзин утрачивается в организме, то это и есть опустошение.
 
— Какие ситуации возникают при опустошении и наполнении?
 
— Когда дыхание-ци опустошается, это приводит к опустошению легких. А когда нарушается движение дыхания-ци, тогда у больного холодеют ноги. И если время не соответствует закону преодоления, тогда больной выздоравливает. Если время соответствует закону преодоления, тогда больной умирает. Такая же ситуация возникает при наполнении и опустошении остальных внутренних органов.
 
— Что называется двойным наполнением?
 
— Когда говорят о двойном наполнении, то имеют в виду болезни, связанные с сильным жаром, при которых жар дыхания-ци наполняет канал. Такая ситуация и называется двойным наполнением.
 
— А что происходит, когда наполняются меридианы-цзин и каналы-ло? Каким образом следует лечить такое заболевание?
 
— Когда происходит одновременное наполнение каналов и меридианов цзин-ло, тогда пульс в области цунь-коу становится быстрым, а в области чи он ощущается как плавный, медленный. В этом случае следует лечить как меридианы-цзин, так и каналы-ло. Поэтому говорится, что когда пульс скользящий, то это соответствует правильному движению дыхания-ци, а если пульс шершавый, то это связано с нарушением движения дыхания-ци. По наполненности и пустоте определяются характеристики всех видов сущностей. Так что если пять органов-цзан, кости и мышцы характеризуются гибкостью, проходимостью и податливостью, тогда жизнь будет долгой и здоровой.
 
— А если в каналах-ло дыхания-ци недостаточно, а в меридианах-цзин дыхания-ци в избытке, то как это выражается в состоянии организма?
 
— Когда дыхания-ци в каналах-ло недостаточно, а в меридианах-цзин в избытке, тогда кожа в районе области цунь-коу ощущается как горячая, тогда как в области чи она ощущается как холодная. Если такая ситуация встречается осенью и зимой, она свидетельствует о нарушении движения дыхания-ци, а весной и летом она связана с правильным движением дыхания-ци. На основании этого следует лечить заболевания.
 
— Если меридианы-цзин опустошены, а каналы-ло наполняются, то каким образом это выражается?
 
— Если меридианы-цзин опустошены, а каналы-ло наполняются, то в этом случае в области чи на запястье кожа горячая, а пульс наполненный, тогда как в районе цунь-коу кожа ощущается как холодная, а пульс шершавый. Если данный случай наблюдается весной и летом, это свидетельствует о будущем ухудшении состояния; если же он встречается осенью и зимой, значит состояние больного должно улучшиться.
 
— А каким же образом следует лечить подобное заболевание?
 
— Если наблюдается наполнение каналов-ло, тогда как меридианы-цзин опустошены, тогда следует прижигать субстанцию инь и колоть субстанцию ян; если наполнены меридианы-цзин, а опустошены каналы-ло, тогда следует колоть субстанцию инь, а прижигать субстанцию ян.
 
— Что называется двойным опустошением?
 
— Когда наблюдается опустошение каналов, опустошение дыхания-ци и опустошение в области чи, то это считается двойным опустошением.
 
— Каким образом нужно лечить?
 
— Когда говорится об опустошении дыхания-ци, то имеется в виду, что дыхание становится беспорядочным. Когда говорится об опустошении области-чи, то значит походка у больного становится неуверенной. Если опустошаются пульсы-каналы, то наблюдается недостаточность субстанции инь. В этом случае, если пульс скользящий, значит состояние улучшается, а если пульс шершавый, значит состояние ухудшается.
 
— Если дыхание-ци холода резко поднимается вверх, каналы-пульсы наполняются и переполняются, то что происходит в этом случае?
 
— Если пульс наполненный и скользящий, значит состояние должно улучшиться; если пульс наполненный и затрудненный, значит состояние должно ухудшиться.
 
— Если пульс-канал наполненный, руки и ноги холодные, голова горячая, то что будет в этом случае?
 
— Если данная ситуация наблюдается весной и осенью, значит больной выздоровеет, а если встречается зимой и летом, значит больной умрет. Пульс может быть поверхностным и шероховатым. Если пульс шероховатый, а при этом тело горячее, значит больной умирает.
 
— Если все тело наполняется, отекая, что будет в этом случае?
 
— Когда тело полностью отекает, у больного ощущается быстрый, большой, твердый пульс. В области чи пульс шероховатый и не соответствует общему состоянию пульса. При такой ситуации, если нет нарушения движения дыхания-ци, тогда больной выздоровеет; если же движение дыхания-ци нарушено, тогда больной умирает.
 
— А что вы имеете в виду, когда говорите, что нет нарушения движения дыхания-ци, и что движение дыхания-ци нарушено?
 
— Когда говорится, что нет нарушения движения дыхания-ци, тогда руки и ноги у больного теплые; когда говорится о нарушении движения дыхания-ци, тогда руки и ноги у больного холодные.
 
— Вот если у женщины после рождения ребенка появляется жар, а пульс при этом прерывистый и маленький, то что это за ситуация?
 
— Если руки и ноги при этом у больной теплые, тогда она должна поправиться. Если холодные, значит она умрет.
 
— Если женщину после родов поражает срединный ветер, у нее поднимается жар, дыхание становится шумным, затрудненным, и при этом подрагивают плечи, то какой должен наблюдаться пульс?
 
— Если дыхание шумное и затрудненное, а при этом подрагивают плечи, тогда пульс будет наполненный и большой. Если пульс плавный-медленный, значит болезнь пройдет; если пульс резкий, значит состояние ухудшится.
 
— Если у больного сильный понос, стул с кровью, то что при этом наблюдается?
 
— Если тело горячее, значит больной должен умереть. Если тело холодное, значит он выздоровеет.
 
— Если у больного понос с белой пеной, гнойными выделениями, то что это значит?
 
— Если пульс у больного глубокий, значит болезнь пройдет. Если пульс поверхностный, значит состояние ухудшится.
 
— Если у больного понос с гноем и кровью, то что это значит?
 
— Если пульс при этом постоянно прерывается и пропадает, значит должна наступить смерть. Если же пульс скользящий и большой, значит больной должен выздороветь.
 
— Если при поносах, связанных с расстройством кишечника, у больного тело горячее, а пульс не прерывается, то что можно сказать?
 
— Если пульс скользящий и большой, значит больной должен выздороветь, а если пульс собирается прерваться и шероховатый, то значит состояние должно ухудшиться. В зависимости от конкретного органа можно определить срок ухудшения или улучшения состояния.
 
— Что можно сказать о падучей болезни?
 
— Если удары пульса ощущаются как большие и скользящие, то пройдет довольно долгое время, после чего больной сам поправится. Если пульс ощущается как маленький, твердый и резкий, то значит данная болезнь неизлечима.
 
— Каким образом по пульсу определяется наполненность и пустота при падучей болезни?
 
— Если пустота, значит болезнь можно вылечить, а если наполненность, значит больной должен умереть.
 
— При атрофии, связанной с нарушением обмена веществ сяо-дань, каким образом рассматриваются синдромы пустоты и полноты?
 
— Если пульс наполненный большой, тогда даже если болезнь будет продолжаться в течение долгого времени, ее можно будет вылечить. А если пульс ощущается как прерывающийся, маленький и твердый, тогда если болезнь продолжается в течение долгого времени, ее нельзя будет вылечить.
 
— Каким образом можно определить размеры телесной формы, размеры костей, размеры каналов, размеры сухожилий в организме?
 
— Если болезнь случается во время весны, тогда следует воздействовать на систему каналов и меридианов цзин-ло. Если человек болеет летом, тогда следует воздействовать на специальные точки-шу меридианов. Если болезнь случается осенью, тогда следует воздействовать на точки соединения-хэ145 шести внутренних органов-фу. Если болезнь происходит зимой, то следует стремиться сохранить дыхание-цы организма внутри, и потому лечить болезнь следует главным образом с помощью лекарств, а иглы и камни в этом случае применяются редко и мало. Когда говорится о том, что иглы и камни следует применять редко, то это совершенно не относится к, случаям появления гнойных нарывов, так как в таких ситуациях не следует сомневаться и медлить.
 
Когда у нагноения еще не определилось конкретное место, и его нельзя нащупать рукой, так как при надавливании боль то появляется, то пропадает, тогда в этом случае следует три раза колоть точки меридиана легких сверх-инь на руке, а также точки меридиана желудка светлый ян на ноге, кроме того, следует произвести два укола присоединяющегося канала.
 
Если нагноение возникает в подмышечной области и у больного сильный жар, в этом случае следует пять раз колоть точки меридиана малый ян на ноге.
 
Бели в результате укалывания жар не проходит, тогда следует три раза колоть точку меридиана перикарда. Следует также колоть точку большого соединения костей меридиана сверх-инь на руке три раза.
 
Если происходит большое нагноение, сухожилия сокращаются, отравленное дыхание-ци распространяется по организму, вызывая болевые ощущения, а при этом ощущается недостаток трансформирующего дыхания-ци мочевого пузыря, так как постоянно выделяется пот, то в этом случае следует колоть специальную точку-шу меридиана мочевого пузыря.
 
Если живот сильно пучит, и он становится тугим, так что даже не поддается при надавливании рукой, то в этом случае следует воздействовать на ло-пункт меридиана сверх-ян на руке, на точку-му желудка чжун-вань, а также на точку-шу меридиана почек малый инь. Колоть следует по пять раз круглой острой иглой (одна из девяти игл).
 
При сильном расстройстве организма хо-луань следует пять раз колоть точку, расположенную рядом со специальной точкой-шу почек. Кроме того, по три раза следует колоть специальную точку-шу желудка, а также точку вэй-цан.
 
При припадках и конвульсиях следует колоть точки пяти меридианов, расположенные на каналах-пульсах. Следует слева и справа по пять раз колоть точки меридиана сверх-инь на руке. Пять раз нужно колоть точки меридиана сверх-ян. Точку-ло меридиана малый инь на руке следует колоть один раз. Точку меридиана малый инь на ноге следует колоть один раз. Точку меридиана малый ян, расположенную на пять цуней выше верхнего края лодыжки, следует колоть три раза.
 
Когда лечишь болезни такие, как нарушение обмена веществ сяо-дань, односторонний паралич, атрофию и недостаточность, избыточность дыхания-ци, из-за чего у больного возникает одышка, следует знать, что такие болезни обычно возникают у людей богатых, и возникают они в результате постоянного переедания жирных и мучных продуктов.
 
Когда закрывается диафрагма, нарушается сообщение между верхней и нижней частями организма, то данные заболевания возникают в результате сильных огорчений.
 
Если у больного неожиданное нарушение циркуляции, он глохнет, нарушается дефекация и мочеиспускание, образуются внутренние застои в организме, то все это происходит в результате сильного истощения внутреннего дыхания-ци.
 
Если заболевание возникает не изнутри, а в результате внешнего воздействия срединного ветра, тогда патогенное дыхание-ци застаивается внутри организма.
 
Если у человека нарушается нормальная походка, он начинает прихрамывать, то это значит, что болезнь возникла в результате воздействия синдромов холода, ветра и влаги.
 
Резкие боли при желтухе, припадки бешенства и потери сознания при падучей болезни возникают в результате долговременного нарушения циркуляции дыхания-ци в нужном направлении. Нарушение деятельности пяти органов-цзан возникают в результате закупорки шести органов-фу, которые перестают проводить через себя вещества. Головная боль, шум в ушах, нарушение функционирования девяти отверстий организма возникают в результате нарушения деятельности кишечника и желудка.
 
Раздел двадцать восьмой
 
РАССУЖДЕНИЕ О СВЕРХ-ИНЬ И СВЕТЛОМ ЯН
 
— Меридианы сверх-инь и светлый ян являются внешним и внутренним относительно друг друга. Это каналы селезенки и желудка. Однако почему же в связи с этими меридианами могут возникать самые различные заболевания?
 
Ци-Бо отвечает:
 
— Субстанции инь и ян управляют разными отделами организма, в зависимости от сезонов года меняется их наполненность и опустошенность, меняется прямое и обратное направления движения. Заболевание может возникать в результате внутренних процессов, а может вызываться и в связи с внешними воздействиями. Так что существуют совершенно разные причины возникновения болезней, потому по-разному они и называются.
 
— Хотелось бы услышать о разных состояниях, связанных с субстанциями инь и ян.
 
— Субстанция ян представляет собой дыхание-цы неба, она управляет внешним. Субстанция инь представляет собой дыхание-ци земли, она управляет внутренним. Потому субстанции ян соответствует наполнение, а субстанции инь соответствует опустошение. И потому когда на организм воздействуют внешние патогенные факторы, такие как вредоносный ветер, оказывающий опустошающее воздействие, то действуют они в первую очередь на субстанцию ян. Когда же происходит расстройство ритма питания, нарушается ритм движения и покоя, что приводит к возникновению патогенных процессов, тогда болезнь в первую очередь воздействует на субстанцию инь. Когда болезнь принимается субстанцией ян, тогда она попадает в шесть органов-фу. Когда болезнь принимается субстанцией инь, тогда она попадает в пять органов-цзан. Когда болезнь попадает в шесть органов-фу, тогда тело становится горячим, нарушается сон, больной начинает задыхаться. Когда болезнь попадает в пять органов-цзан, тогда больной начинает страдать от отеков, нарушается проходимость в организме, в результате нарушения пищеварения возникают поносы, и если болезнь прогрессирует в течение долгого времени, тогда понос становится хроническим, в результате нарушений функций кишечника. Таким образом гортань управляет небесным дыханием-ци, а глотка управляет земным дыханием-ци. Субстанция ян подвергается воздействию дыхания-ци синдрома ветра, а субстанция инь подвергается воздействию дыхания-ци синдрома влаги. Дыхание-ци субстанции инь поднимается от стопы, движется наверх и достигает головы, а потом движется вниз по рукам и достигает кончиков пальцев рук. Дыхание-ци субстанции ян поднимается наверх от кистей рук, доходит до головы, а потом движется вниз, достигая стоп на ногах. Таким образом считается, что болезнь, связанная с субстанцией ян, поднимаясь вверх, доходит до своего предела, а потом начинает двигаться вниз. Болезнь, связанная с субстанцией инь, опускаясь вниз, достигает своего предела, после чего начинает двигаться вверх. Поэтому когда организм поражает ветер, то в первую очередь он воспринимается верхней частью организма. Когда организм поражает влага, то в первую очередь она воспринимается нижней частью организма.
 
— Почему при заболеваниях селезенки нарушается нормальная деятельность четырех конечностей?
 
— Для того чтобы нормально действовать, конечности получают дыхание-ци из желудка, однако дыхание-ци желудка непосредственно не доходит до них, и данное сообщение осуществляется через посредство селезенки, которая передает дыхание-ци желудка в конечности. Однако когда селезенка заболевает, она перестает помогать желудку в распространении по организму питательных жидкостей цзинь-е, и в результате четыре конечности перестают получать дыхание-ци пищи и воды. Постепенно их дыхание-ци приходит в упадок, каналы-лши теряют проходимость, и потому в сухожилиях, костях, мышцах и плоти недостает дыхания-ци для нормального функционирования, в результате чего они не могут нормально действовать.
 
— А в какое время селезенка в организме является главной?
 
— Селезенка — это стихия почвы, она управляет центром, потому она является главой распределения деятельности четырех органов-цзан по четырем сезонам года. В каждый из четырех сезонов она управляет в течение восемнадцати дней. Нет специального сезона в году, в течение которого селезенка выполняла главенствующие функции. Селезенка как орган-цзан накапливает семя-цзин стихии почвы желудка. Стихия почвы дает жизнь десяти тысячам сущностей, она в своих действиях подобна небу и земле, а потому действие селезенки в организме достигает вверху головы, а внизу ног, и ей не нужно специального времени для выполнения своей главенствующей функции в организме.
 
— Селезенка соединяется с желудком пленкой, так каким же образом она способна перемещать жидкости организма цзин-е?
 
— Меридиан сверх-мнь на ноге представляет собой тройное выражение субстанции инь. Его канал проходит через желудок, соединяется с селезенкой, а его ответвление уходит в горло. Таким образом меридиан сверх-инь движет дыхание-ци трех иньских меридианов. Меридиан светлый ян представляет собой поверхностный меридиан, он является морем для пяти органов-цзан и шести ортанов-фу, кроме того он осуществляет движение дыхания-цы для трех янских меридианов. Каждый из органов цзан и фу через посредство собственных меридианов принимает дыхание-цы из меридиана светлый ян, и таким образом желудок движет жидкости организма цзин-е. И если четыре конечности перестают получать дыхание-ци пищи и питья, тогда они постепенно теряют силу, а каналы становятся непроходимыми, в результате чего недостаточно дыхания-ци для жизнедеятельности сухожилий, костей, мышц, плоти, и потому конечности нельзя использовать.
 
Раздел двадцать девятый
 
РАЗЪЯСНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО КАНАЛА МЕРИДИАНА СВЕТЛЫЙ ЯН
 
— Если у человека болен канал меридиана светлый ян на ноге, это значит, что он пресыщен стихией огня, и если он слышит звук, соответствующий стихии дерева, то вздрагивает и пугается, тогда как колокола и барабаны не оказывают на него влияния. Почему же он пугается при звуке дерева? Хотелось бы узнать причину.
 
— Светлый ян — это канал желудка, а желудку соответствует стихия почвы, а так как почва вредит дереву, то при звуках дерева больной пугается.
 
— А что же значит пресыщение стихией огня?
 
— Светлый ян контролирует плоть, в его каналах много крови и дыхания-ци, и если в него попадают патогенные факторы, возникает жар, а когда жар развивается, тогда и происходит пресыщение стихией огня.
 
— А какой вред это наносит человеку?
 
— При недостаточности меридиана светлый ян у больного появляется одышка и давление в сердце, а такое давление в сердце наносит вред человеку.
 
— Бывает, что в результате такой одышки человек умирает, а бывает, что при одышке человек выздоравливает. Почему так происходит?
 
— Если нарушение циркуляции и недостаточность достигает органа-цзан, тогда человек умирает, а если это связано только с меридианом, тогда больной может выздороветь.
 
— Хорошо. Больной, будучи в тяжелом состоянии, сбрасывает с себя одежду, суетливо бегает, подымается на возвышения, поет песни. А бывает, что он не ест в течение нескольких дней, перелазит через стену, забирается на крышу, и иногда он забирается очень высоко, куда в обычном состоянии ни за что не смог бы забраться. Почему же в результате болезни он способен на такие достижения?
 
— Четыре конечности — это корни субстанции ян, и если субстанция ян в цветущем состоянии, тогда четыре Конечности наполнены, а раз они наполнены, то человек способен забираться на возвышения.
 
— А почему он сбрасывает одежду и мечется?
 
— Жар слишком развивается в организме, и потому он сбрасывает одежду и мечется.
 
— А когда больной бредит, ругает всех, кто находится вокруг него, не различая ближних и дальних, то какова причина?
 
— Так как субстанция ян переполняется, человек начинает бредить, всех ругать, кто находится вокруг него, не различая ближних и дальних, у него пропадает аппетит, а так как нет аппетита, он начинает метаться.
 
 
 
 
<<<  цзюань седьмой                                                                                                                       цзюань девятый  >>>
Рейтинг TopSport
Hosted by uCoz